Версия для слабовидящих transparent_line
Ивановский районный
исполнительный комитет
(
fotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_image
Меню
h_line_delimetr
Об эксплуатации объектов по использованию и объектов обезвреживания отходов

В целях развития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет).

С целью более четкого понимания норм Декрета Минприроды были разработаны и 19.01.2018 утверждены в части, относящейся к его компетенции, Методические рекомендации по применению норм Декрета (далее – Рекомендации). Рекомендации размещены в общем доступе на официальном сайте Минприроды в разделе «Реализация положений Декрета № 7» (ссылка:  http://minpriroda.gov.by/ru/7/).

Согласно Рекомендациям (подраздел 1 раздела 2) с 26.02.2018 индивидуальные предприниматели и микроорганизации (в том числе те, которые не включены в перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, утвержденный Декретом), освобождаются от обязанности:

назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

разрабатывать (утверждать) инструкции по обращению с отходами производства;

разрабатывать (утверждать) нормативы образования отходов производства;

вести учет отходов и проводить их инвентаризацию.

Таким образом, индивидуальные предприниматели и микроорганизации в целом освобождаются от указанных обязанностей при осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами.

Справочно: Нормы Декрета были реализованы в Законе Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (в редакции Закона Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З).

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 17 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (далее – Закон) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов.

Хранение отходов допускается только в санкционированных местах хранения отходов (пункт 1 статьи 25 Закона).

Санкционированные места хранения отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, при временном хранении на объектах по использованию отходов и (или) объектах обезвреживания отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания на таких объектах.

Таким образом, если индивидуальные предприниматели и микроорганизации, являются собственниками и (или) осуществляют эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, ими должно быть обеспечено хранение отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, в санкционированных местах хранения отходов, которые указываются в инструкциях по обращению с отходами производства.

На основании изложенного, усматривается, что не требуется разработка (утверждение) инструкций по обращению с отходами производства индивидуальными предпринимателями и микроорганизациями, осуществляющими обращение с отходами, за исключением тех, которые являются собственниками и (или) осуществляют эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, в том числе принимающих на использование и (или) обезвреживание отходы от сторонних субъектов хозяйствования.

Кроме того, необходимо отметить, что на основании требований Закона (пункты 6, 16 статьи 1 и пункт 3 статьи 28) использование отходов для производства продукции и (или) энергии (электрической, тепловой) должно осуществляться на объектах производственного назначения, представляющих сооружения (комплекс сооружений) и (или) оборудование (установки), предназначенные для использования отходов.

Создание данных объектов возможно либо возведением («новое строительство»), либо реконструкцией иных объектов, с целью их дальнейшего использования по новому назначению.

Согласно требованиям законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности для возведения и реконструкции объектов требуется разработка проектной документации, включающей, в том числе, разделы «Технологические решения» и «Охрана окружающей среды».

Согласно части первой статьи 34 Закона Республики Беларусь
от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» при разработке проектов строительства, реконструкции, консервации, демонтажа и сноса зданий, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы обращения с отходами, применяться наилучшие доступные технические методы, ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и их воспроизводству.

Для объектов по использованию отходов в проектной документации необходимо, в том числе, предусматривать решения по устройству наземных складов для сырья (отходов) и продукции, по размещению и безопасному функционированию оборудования (пылеподавление, шумоизоляция, расстояние до жилья), по устройству твёрдых покрытий, очистке дождевых сточных вод, по инженерным коммуникациям, движению транспорта.

Если на данных объектах планируется к использованию мобильные установки, то они должны быть учтены при разработке технологической части проекта, так как являются оборудованием, используемом в производственно-технологическом процессе.

Согласно требованиям статей 5 и 7 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» для объектов, на которых осуществляется использование отходов, должна быть проведена оценка воздействия на окружающую среду, а предпроектная и проектная документация на их возведение и реконструкцию подлежит государственной экологической экспертизе.

Также, согласно Закону (пункты 15 и 16) к объектам по использованию, объектам обезвреживания отходов относятся сооружения (комплекс сооружений) и (или) оборудование (установки), предназначенные для использования, обезвреживания отходов соответственно.

Таким образом, исходя из определений терминов (понятий) «объект по использованию отходов» и «объект обезвреживания отходов» такими объектами, помимо изложенного, могут, в том числе, являться установки, предназначенные для использования или обезвреживания отходов, без наличия сооружений (комплекса сооружений). Вместе с тем, такими объектами фактически не может осуществляться прием отходов и их хранение. Использование подобных установок (объектов по использованию отходов) должно быть предусмотрено в проектной документации.

Согласно разъяснениям Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» установлены следующие определения:

объект строительства – это одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений), их части (включая изолированные помещения), инженерные и транспортные коммуникации, их части, иные объекты недвижимого имущества, строительство которых может включать очереди строительства, пусковые комплексы;

реконструкция объекта строительства – совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров, в том числе с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них.

Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 17 установлен перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности.

Учитывая, что если субъект хозяйствования планирует осуществлять (осуществляет) свою хозяйственную деятельность на арендуемой территории, используя здания и сооружения, предназначенные для иных целей (а именно, по новому назначению), то такая хозяйственная деятельность требует выполнения проектных и строительных работ по реконструкции территории объекта производственного назначения с возведением наземного склада хранения навалочных грузов
(для обеспечения функционирования дробилок минерального и древесного сырья для исходных материалов и продукции), ливневой канализации для сбора поверхностных сточных вод, шумопоглащающих экранов. В этой связи следует отметить, что с учетом положений Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
от 10 мая 2011 г. № 17 такой объект (площадка, находящаяся на арендуемой территорий) является объектом строительства, вид строительной деятельности – реконструкция, для осуществления реконструкции обязательна разработка проектной документации.

Так, например, мобильные установки по производству продукции относятся к оборудованию. В случае, если субъектом хозяйствования на объектах осуществляется прием и хранение отходов, хранение продукции и т.д., в составе объекта производственного назначения они являются элементом производственно-технологического процесса и подлежат учету при разработке технологической части проекта.

На основании изложенного, эксплуатация объектов по использованию и объектов обезвреживания отходов на выделенных или арендуемых земельных участках (площадках) с наземными складами для хранения отходов и (или) продукции, соответствующим оборудованием для использования (производства продукции), обезвреживания отходов без разработки проектной документации, государственной экологической экспертизы такой документации, ввода таких объектов в эксплуатацию является нарушением законодательства, в том числе законодательства об охране окружающей среды.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Контактная информация
Ивановский районный
исполнительный комитет
225793, г.Иваново, пл.Октября, 2,
e-mail: ivanrik@brest-region.gov.by
Режим работы: с 8.00 до 17.00,
обед с 13.00 до 14.00,
выходные дни: суббота, воскресенье
8-01652-2-80-01 (приемная)
8-01652-2-80-15 (факс)
8-01652-2-80-19 (пост охраны)

Іванаўскі раённы выканаўчы камітэт
225793, г.Іванава, пл.Кастрычніка, 2,
e-mail: ivanrik@brest-region.gov.by
Рэжым работы: з 8.00 да 17.00,
абед з 13.00 да 14.00,
выхадныя дні: субота, нядзеля
8-01652-2-80-01 (прыёмная)
8-01652-2-80-15 (факс)
8-01652-2-80-19 (пост аховы)
h_line_delimetr
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Ивановский районный
исполнительный комитет
225793, г.Иваново, пл.Октября, 2,
e-mail: ivanrik@brest-region.gov.by
Сайт разработан
БОКУП "Центр внедрения научно - технических разработок"
Каменецкий Брестский Малоритский Жабинковский Пружанский Кобринский Берёзовский Дрогичинский Ивацевичский Ивановский Барановичский Ляховичский Ганцевичский Пинский Лунинецкий Столинский