Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
05/04/2022 12:04

Минприроды  приглашает принять участие в субботнике, организованном в рамках экологической акции «Дерево героя»

Этой весной, с 26 марта по 15 мая  2022 г. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды инициировало в Республике Беларусь  в память о павших воинах закладку парков, аллей и садов, высадку деревьев в местах боевых действий. В акции «Дерево героя», приуроченной к Году исторической памяти, может  принять участие  каждый желающий.

16 апреля  2022 г.  в системе  Минприроды состоится всеобщий субботник в рамках экологической акции «Дерево героя». Приглашаем всех, каждого жителя  Беларуси, принять активное участие в данном мероприятии, почтить воспоминания  об отважных людях, отстоявших в борьбе с врагом наше мирное небо, посадить свое «Дерево героя»   оно не забудет  рук, посадивших его, и тех, в память о ком оно было посажено.

Для участия в акции «Дерево героя» нужно оставить заявку или обратиться в любой территориальный орган Минприроды (комитет либо инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды). Наши специалисты проконсультируют  о правилах участия и вместе с заинтересованными службами организуют посадки  древесно-кустарниковой растительности на землях общего пользования  населенных пунктов. Участников обеспечат посадочными материалом и инвентарем.

08/06/2021 13:06

В целях развития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет).

С целью более четкого понимания норм Декрета Минприроды были разработаны и 19.01.2018 утверждены в части, относящейся к его компетенции, Методические рекомендации по применению норм Декрета (далее – Рекомендации). Рекомендации размещены в общем доступе на официальном сайте Минприроды в разделе «Реализация положений Декрета № 7» (ссылка:  http://minpriroda.gov.by/ru/7/).

Согласно Рекомендациям (подраздел 1 раздела 2) с 26.02.2018 индивидуальные предприниматели и микроорганизации (в том числе те, которые не включены в перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, утвержденный Декретом), освобождаются от обязанности:

назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

разрабатывать (утверждать) инструкции по обращению с отходами производства;

разрабатывать (утверждать) нормативы образования отходов производства;

вести учет отходов и проводить их инвентаризацию.

Таким образом, индивидуальные предприниматели и микроорганизации в целом освобождаются от указанных обязанностей при осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами.

Справочно: Нормы Декрета были реализованы в Законе Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (в редакции Закона Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З).

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 17 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (далее – Закон) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов.

Хранение отходов допускается только в санкционированных местах хранения отходов (пункт 1 статьи 25 Закона).

Санкционированные места хранения отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, при временном хранении на объектах по использованию отходов и (или) объектах обезвреживания отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания на таких объектах.

Таким образом, если индивидуальные предприниматели и микроорганизации, являются собственниками и (или) осуществляют эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, ими должно быть обеспечено хранение отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, в санкционированных местах хранения отходов, которые указываются в инструкциях по обращению с отходами производства.

На основании изложенного, усматривается, что не требуется разработка (утверждение) инструкций по обращению с отходами производства индивидуальными предпринимателями и микроорганизациями, осуществляющими обращение с отходами, за исключением тех, которые являются собственниками и (или) осуществляют эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, в том числе принимающих на использование и (или) обезвреживание отходы от сторонних субъектов хозяйствования.

Кроме того, необходимо отметить, что на основании требований Закона (пункты 6, 16 статьи 1 и пункт 3 статьи 28) использование отходов для производства продукции и (или) энергии (электрической, тепловой) должно осуществляться на объектах производственного назначения, представляющих сооружения (комплекс сооружений) и (или) оборудование (установки), предназначенные для использования отходов.

Создание данных объектов возможно либо возведением («новое строительство»), либо реконструкцией иных объектов, с целью их дальнейшего использования по новому назначению.

Согласно требованиям законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности для возведения и реконструкции объектов требуется разработка проектной документации, включающей, в том числе, разделы «Технологические решения» и «Охрана окружающей среды».

Согласно части первой статьи 34 Закона Республики Беларусь
от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» при разработке проектов строительства, реконструкции, консервации, демонтажа и сноса зданий, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы обращения с отходами, применяться наилучшие доступные технические методы, ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и их воспроизводству.

Для объектов по использованию отходов в проектной документации необходимо, в том числе, предусматривать решения по устройству наземных складов для сырья (отходов) и продукции, по размещению и безопасному функционированию оборудования (пылеподавление, шумоизоляция, расстояние до жилья), по устройству твёрдых покрытий, очистке дождевых сточных вод, по инженерным коммуникациям, движению транспорта.

Если на данных объектах планируется к использованию мобильные установки, то они должны быть учтены при разработке технологической части проекта, так как являются оборудованием, используемом в производственно-технологическом процессе.

Согласно требованиям статей 5 и 7 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» для объектов, на которых осуществляется использование отходов, должна быть проведена оценка воздействия на окружающую среду, а предпроектная и проектная документация на их возведение и реконструкцию подлежит государственной экологической экспертизе.

Также, согласно Закону (пункты 15 и 16) к объектам по использованию, объектам обезвреживания отходов относятся сооружения (комплекс сооружений) и (или) оборудование (установки), предназначенные для использования, обезвреживания отходов соответственно.

Таким образом, исходя из определений терминов (понятий) «объект по использованию отходов» и «объект обезвреживания отходов» такими объектами, помимо изложенного, могут, в том числе, являться установки, предназначенные для использования или обезвреживания отходов, без наличия сооружений (комплекса сооружений). Вместе с тем, такими объектами фактически не может осуществляться прием отходов и их хранение. Использование подобных установок (объектов по использованию отходов) должно быть предусмотрено в проектной документации.

Согласно разъяснениям Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» установлены следующие определения:

объект строительства – это одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений), их части (включая изолированные помещения), инженерные и транспортные коммуникации, их части, иные объекты недвижимого имущества, строительство которых может включать очереди строительства, пусковые комплексы;

реконструкция объекта строительства – совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров, в том числе с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них.

Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 17 установлен перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности.

Учитывая, что если субъект хозяйствования планирует осуществлять (осуществляет) свою хозяйственную деятельность на арендуемой территории, используя здания и сооружения, предназначенные для иных целей (а именно, по новому назначению), то такая хозяйственная деятельность требует выполнения проектных и строительных работ по реконструкции территории объекта производственного назначения с возведением наземного склада хранения навалочных грузов
(для обеспечения функционирования дробилок минерального и древесного сырья для исходных материалов и продукции), ливневой канализации для сбора поверхностных сточных вод, шумопоглащающих экранов. В этой связи следует отметить, что с учетом положений Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
от 10 мая 2011 г. № 17 такой объект (площадка, находящаяся на арендуемой территорий) является объектом строительства, вид строительной деятельности – реконструкция, для осуществления реконструкции обязательна разработка проектной документации.

Так, например, мобильные установки по производству продукции относятся к оборудованию. В случае, если субъектом хозяйствования на объектах осуществляется прием и хранение отходов, хранение продукции и т.д., в составе объекта производственного назначения они являются элементом производственно-технологического процесса и подлежат учету при разработке технологической части проекта.

На основании изложенного, эксплуатация объектов по использованию и объектов обезвреживания отходов на выделенных или арендуемых земельных участках (площадках) с наземными складами для хранения отходов и (или) продукции, соответствующим оборудованием для использования (производства продукции), обезвреживания отходов без разработки проектной документации, государственной экологической экспертизы такой документации, ввода таких объектов в эксплуатацию является нарушением законодательства, в том числе законодательства об охране окружающей среды.

08/06/2021 13:06

В связи с поступающими обращениями субъектов хозяйствования о разъяснении вопросов классификации отходов, в частности смешанных отходов строительства, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – Минприроды) сообщает следующее.

Правовые основы обращения с отходами определены Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон), который направлен, помимо прочего, на предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан и имущество.

Отходы, содержащие в своем составе вещества, обладающие каким-либо опасным свойством или их совокупностью, в таких количестве и виде, что эти отходы сами по себе либо при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие их вредного воздействия, являются опасные отходами (пункт 18 статьи 1 Закона).

Отходы, в том числе коммунальные отходы, разделяются по видам в зависимости от степени опасности на опасные отходы и неопасные отходы. Опасные отходы классифицируются по классам опасности:

1-ый    класс опасности – чрезвычайно опасные;

2-ой класс опасности – высокоопасные;

3-ий класс опасности – умеренно опасные;

4-ый класс опасности – малоопасные (подпункт 1.3 пункта 1 и пункт 2 статьи 15 Закона).

Обязательность изучения опасных свойств отходов и установления степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов является одним из основных принципов в области обращения с отходами

(абзац второй статьи 4 Закона).

Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов осуществляется на основании определения опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов (токсичность, экотоксичность, взрывоопасность, пожароопасность) и иных опасных свойств отходов (пункт 4 статьи 16 Закона).

Класс опасности опасных отходов устанавливается исходя из наиболее высокого класса опасности, определенного по результатам исследования опасных свойств отходов (часть четвертая пункта 5 статьи 16 Закона).

При смешивании опасных отходов с неопасными отходами, опасных отходов разных классов опасности класс опасности полученной смеси отходов устанавливается по наиболее высокому классу опасности опасного отхода, входящего в смесь, если иное не определено при установлении степени опасности и класса опасности полученной смеси отходов (пункт 6 статьи 16 Закона).

Так, в частности, по результатам исследований опасных свойств

«смешанных отходов строительства», соответствующих коду 3991300 классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь (в настоящее время – общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденный и введенный в действие постановлением Минприроды от 9 сентября 2019 г. № 3-Т  (начиная с 09.12.2019), ранее – классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Минприроды от 8 ноября 2007 г. № 85 (до 09.12.2019)), исходя из наиболее высокого класса опасности для них был установлен 4-ый класс опасности (в 2009 году).

Таким образом, усматривается, что в составе «смешанных отходов строительства» 4-ого класса опасности (код 3991300) не должно содержаться веществ (предметов), относящихся к отходам 1 – 3-го классов опасности (чрезвычайно опасным, высокоопасным и умеренно опасным отходам).

Справочно:

Определение наименований образующихся отходов производства и их кодов в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь» (далее – ОКРБ) по источникам их образования осуществляется субъектами хозяйствования, определенными законодательными актами и осуществляющими обращение с отходами, самостоятельно в рамках проведения инвентаризации отходов производства. На этапе инвентаризационного обследования производится, помимо прочего, определение физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов и химических реакций, происходящих в производственных процессах, определение перечня опасных свойств отходов в соответствии с требованиями законодательства об обращении с отходами (пункты 3 и 13 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды от 29 февраля 2008 г. № 17).

Основные правила идентификации отходов по ОКРБ установлены в разделе 4 ОКРБ.

Для идентификации отходов необходимо последовательно выбрать блок, раздел в соответствующем блоке и подгруппу в соответствующей группе отходов, и затем выбрать вид отходов. Отнесение отходов к блоку, разделу, группе, подгруппе и виду осуществляется исходя из названия блока, названия раздела, названия группы и вида отходов.

Одним из правил идентификации отходов в пределах подгруппы является то, что если нельзя определить вид отходов в пределах подгруппы, то выбирается вид отходов со словами «Прочие отходы производства, не вошедшие в группу». При отнесении отхода к виду отходов со словами «Прочие отходы производства, не вошедшие в группу» субъект, осуществляющий идентификацию отходов, вправе вместо слов «Прочие отходы производства, не вошедшие в группу»

дать свое наименование отходов, но использовать код отхода, указанный

для наименования отхода, со словами «Прочие отходы производства,

не вошедшие в группу».

Вещества (предметы, материалы), которые фактически представляется возможным извлечь, разделить на виды и отнести к иным конкретным видам отходов, не должны входить в состав «смешанных отходов строительства» (код 3991300).

На основании изложенного, образующиеся отходы строительства следует относить (классифицировать, идентифицировать) к «смешанным отходам строительства» 4-ого класса опасности, соответствующим

коду 3991300 ОКРБ, в случае, если в их составе не содержатся

отходы 1 – 3-го классов опасности и отходы, которые могут быть извлечены из их состава и отнесены к иным конкретным видам отходов.

01/04/2021 07:04

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
о вреде, наносимом поджогами сухой растительности, и о мерах ответственности за подобные действия

Весной, когда сходит снег и обнажается почва, а также поздней осенью, некоторые из нас устраивают пожары, сжигая пожухлую траву. Люди, заявляющие, что сжигание прошлогодней травы необходимо, заблуждаются сами и вводят в заблуждение других. Каждый акт поджога - это преступление против хрупкого мира природы. Главная опасность заключается в провоцировании лесных пожаров и разрушении биоценоза экосистемы.

 

10 основных ЗАБЛУЖДЕНИЙ о травяных пожарах:

1. Травяной пал прекратится сам по себе, никакой угрозы для прилегающих территорий он не представляет.

2. Травяные палы никак не отражаются на здоровье людей.

3. Травяные палы стимулируют рост новой растительности.

4. Звери и птицы успеют убежать или улететь с места пожара.

5. Необходимо освободить почву от личинок вредных насекомых и семян сорняков-вредителей.

6. Травяной пал - эффективная профилактика против вспышек клещевого энцефалита, так как клещи погибают в огне.

7. Еще ничего не выросло, ничего в траве не видно

8. Трава быстро сгорит, а почва не будет затронута

9.         Считается, что это способ "прогреть" почву, внести в почву удобрения в виде золы, в результате чего на выжженных участках трава появляется быстрее и лучше растет

10.       Травяной пожар не имеет долгосрочных последствий: сегодня сгорело - завтра уже начнет расти, быстро и эффективно

 

Почему нельзя жечь траву и к чему это приводит:

1. Травяные пожары приводят к заметному снижению плодородия почвы. Сжигание органического вещества - это главный фактор снижения почвенного плодородия. От сжигания сухой травы обедняется почва, минеральные вещества, содержащиеся в золе, довольно легко уходят с поверхностными и грунтовыми водами и только незначительная их часть усваивается растениями.

2.         Пожары - один из главнейших источников выбросов углекислого газа в атмосферу, связанных с хозяйственной деятельностью человека. При слишком частых пожарах сгорает не только сухая трава, но и накопленная в почве мертвая органика, и соответственно увеличиваются выбросы углекислого газа, а значит - усиливается так называемый "парниковый эффект", приводящий к неблагоприятным изменениям и колебаниям климата.

3. В результате выжигания сухой травы обедняется видовой состав луговой растительности и животного мира. Везде, где прошли палы, не будет уже прежнего разнотравья, сорняки захватят освободившуюся территорию.

4. Погибают многие насекомые, их личинки, куколки. В огне горят все живые существа - божьи коровки, жужелицы, дождевые черви и другие, истребляющие различных вредителей сада и огорода, и участвующие в процессе образования почвы. Для дождевых червей лишней сухой травы не бывает, они дружно и быстро ее перерабатывают, превращая в ценнейшее удобрение, внося его в глубину почвы к корням растений, и одновременно делают почву рыхлой, живой. Сухая прошлогодняя трава - не мусор, а бесценное питание, жилой дом, приют, условия для жизни, созданные самой природой.

5. Выжигание сухого травостоя вызывает гибель кладок и мест гнездовий таких птиц как кряква, чирок-трескунок, чибис, травник, бекас, камышевая и обыкновенная овсянки, полевой, лесной и хохлатый жаворонки, луговой конек. Гнездовой период этих птиц начинается в начале апреля. С выжженных мест птицы уходят, а значит уходят и от нас.

6.         При сильном травяном пожаре гибнут практически все

животные, живущие в сухой траве или на поверхности почвы (зайцы, ежи,

земноводные). Кто-то сгорает, кто-то задыхается в дыму. На пожарищах

очень часто находятся сгоревшие птичьи гнезда со следами яиц,

обгоревшие улитки, грызуны, мелкие млекопитающие.

7. При весеннем пале повреждаются деревья, особенно их корневая шейка - очень уязвимое место прямо над землей. Не говоря о том, что деревья могут просто сгореть, обгореть от сильной температуры набухающие весной почки, что очень вредит дереву, даже если оно выживет.

8. Дым от сжигания травы едкий, темный, густой. Аллергики его не переносят. При сжигании травы в городе, вдоль автодорог в воздух попадают и соли тяжелых металлов, которые осели на листве, траве ¬такой дым просто ядовит. Часто в сухой траве таится мусор, в том числе и опасный для сжигания - пластиковые бутылки и т.п. На загрязнённых радионуклидами территориях в воздух с огнём и дымом попадают радиоактивные вещества, которые ветром переносятся на значительные расстояния. В сельской местности в огне сгорают остатки удобрений и ядохимикатов, образуя летучие токсичные органические и неорганические соединения.

9. Проведение палов часто приводит к возгоранию торфяников и лесных насаждений. Ежегодно 10-12% лесных пожаров в республике возникает по причине проведения весенних палов.

Пожароопасными являются все выработанные торфяные месторождения, осушенные земли с торфяными почвами и разрабатываемые торфяные месторождения. Болота с нарушенным гидрологическим режимом также относятся к наиболее пожароопасным территориям.

Особенностью пожаров на торфяниках является способность торфа гореть на глубине до 0,3-1,5 метров.

После сгорания торфа оставшаяся зола с верхнего 10-сантиметрового слоя может обладать радиоактивностью в десятки раз большей, чем радиоактивность исходного материала. Дым в условиях радиоактивного загрязнения торфяников также выступает возможным переносчиком радионуклидов, что приводит к вторичному загрязнению территории и негативно влияет на здоровье людей, находящихся в зоне его распространения.

 

Общие требования пожарной безопасности

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» выжигание сухой растительности (сухих дикорастущих растений) и её остатков на корню запрещается.

В соответствии с правилами пожарной безопасности в лесах в период с момента схода снегового покрова до наступления устойчивой дождливой погоды, запрещается:

разводить костры в хвойных молодняках, на участках, поврежденного леса (ветровал и бурелом), торфяниках, в местах с подсохшей травой;

жечь траву и разводить костры в траве, оставлять горящий огонь без присмотра;

оставлять непотушенные источники горения, тления (горящие спички, окурки и др.).

Разведение костров (в том числе с использованием приспособлений: мангалов, барбекю, гриль, газовых плит и т.п.) допускается на обустроенных площадках, окаймленных минерализованной (очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,25 м, а также в местах, исключающих повреждение огнем крон, стволов и корневых лап растущих деревьев, кроме запрещенных участков. По минованию надобности костер должен быть потушен до полного прекращения тления.

Если вы заметили пожар - не проходите мимо. Начинающую гореть траву вы сможете потушить самостоятельно. Почувствовав запах дыма, подойдите ближе и определите, что горит. Заливайте огонь водой из близлежащего водоема, засыпайте землей.

Потушив пожар, не уходите до тех пор, пока не убедитесь, что огонь не разгорится снова. При невозможности потушить пожар своими силами, отходите в безопасное место и срочно оповестите подразделения МЧС или должностных лиц государственной лесной охраны.

 

Ответственность за выжигание сухой растительности

В соответствии со статьей 16.40 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:

за незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов виновные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере от десяти до тридцати  базовых величин;

В соответствии со статьей 16.41 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за разжигание костров в запрещенных местах предусмотрено   наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин

01/04/2021 07:04

В целях привлечения внимания к наведению порядка на земле и бережному отношению к природной среде в год малой Родины, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь  проводит единый день озеленения «Разам за зяленую Беларусь» по закладке  аллей, парков, скверов «Народное единство».

В рамках  данной кампании  организуется весенняя посадка деревьев и кустарников в населенных пунктах Ивановского района.

Ждем предложений граждан по посадкам деревьев и кустарников на землях общего пользования населенных пунктов по телефонам
2-80-61 и 2-09-73, а также на  электронную почту    prirodaivn@brest.by. Ивановской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.

01/04/2021 07:04

Весной, как и поздней осенью на улицах населенных пунктов слышан специфический запах сжигаемых листьев или травы. Хозяева, таким образом, наводят порядок на своих подворьях. О том, можно ли сжигать пожухлую траву и к чему, зачастую, это приводит, рассказывает начальник районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Геннадий Алексеевич Елец:

– Сам акт поджога сухой травы – это преступление против хрупкого мира природы. Главная опасность заключается не только в провоцировании пожаров, но и разрушении биоценоза экосистемы.

Многие думают, что травяной пал не представляет никакой угрозы  или стимулируют рост новой растительности. Это заблуждение.

Травяные пожары приводят к заметному снижению плодородия почвы. Почва обедняется, минеральные вещества, содержащиеся в золе, довольно легко уходят с поверхностными и грунтовыми водами, и только незначительная их часть усваивается растениями.

Кроме того, при сжигании растительности сгорает не только сухая трава, но и накопленная в почве мертвая органика. В результате выжигания сухой травы на лугах, обедняется видовой состав растительного и животного мира. Везде, где прошли палы, не будет уже прежнего разнотравья, сорняки захватят освободившуюся территорию. Погибают многие насекомые. В огне горят все живые существа – божьи коровки, жужелицы, дождевые черви и другие, истребляющие различных вредителей сада и огорода, и участвующие в процессе образования почвы. Например, для дождевых червей лишней сухой травы не бывает, они дружно и быстро ее перерабатывают, превращая в ценнейшее удобрение, внося его в глубину почвы к корням растений, и одновременно делают почву рыхлой, живой. Сухая прошлогодняя трава – не мусор, а бесценное питание, жилой дом, приют, условия для жизни, созданные самой природой.

При весеннем пале зачастую повреждаются деревья, особенно их корневая шейка – это очень уязвимое место прямо над землей. Не говоря о том, что деревья могут просто сгореть, обгореть от сильной температуры набухающие весной почки, что очень вредит дереву, даже если оно выживет.

При сжигании травы в городе, вдоль автодорог в воздух попадают и соли тяжелых металлов, которые осели на листве, траве – такой дым просто ядовит.

Проведение палов часто приводит к возгоранию торфяников и лесных насаждений. Ежегодно 10-12% лесных пожаров в стране возникает по причине проведения весенних палов.

Хочу еще раз напомнить всем домовладельцам: в соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» выжигание сухой растительности (сухих дикорастущих растений) и её остатков на корню запрещается. Согласно кодексу об административных правонарушениях, за незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях, либо непринятие мер по ликвидации палов, виновные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин; за разжигание костров в запрещенных местах предусмотрено наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин

Сейчас в районе объявлен месячник по благоустройству. Я призываю всех жителей присоединиться к проводимым мероприятиям: наводите порядок на своих придомовых территориях, в местах общего пользования. Сейчас проходит «Неделя леса». Примите участие в этой акции, в высадке деревьев и кустарников, закладке аллей и парков. Только от нас зависит экологические благополучие, как нашего района, так и страны.

01/10/2020 12:10
В целях привлечения внимания к наведению порядка на земле и бережному отношению к природной среде в год малой Родины, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь  проводит глобальную экологическую кампанию «Обустроим малую...
24/10/2019 06:10
20/03/2019 11:03
Не выжигайте сухую растительность!
29/01/2019 09:01

Утилизировать пищевой мусор – свалки мусора, открытые мусорные баки и контейнеры привлекают диких животных и приучают их не бояться людей

Ограничивать доступ диких животных на свалки при помощи ограждений

Не допускать прикормку и приваживание диких животных

Обеспечить подконтрольный выпас домашнего скота – с установкой электропастухов или использованием собак

Для отпугивания медведей от пасек и мест выпаса скота рекомендуется использовать светошумовые методы:

- радио (круглосуточный звук возле пасек, установка ульев на платформах)

- освещение (фонарь, оснащенный детектором движения, или постоянно горящий фонарь возле пасеки или загона для скота)

- сигнализация (включение звука и света при детекции движения),

- холостые патроны и другие нелетальные пиротехнические средства.



КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ВСТРЕЧЕ С ДИКИМ ЖИВОТНЫМ?

Если вы заметили кабана или самку с детенышами, а они вас нет – старайтесь медленно и без шума уйти в сторону, так как кабаны слышат и видят хуже человека. Если же кабан видит вас, то не пытайтесь бежать - они бегают значительно быстрее людей – а лезьте на дерево, не дожидаясь признаков агрессии.

При атаке кабан идет только напрямую, и правильно будет спрятаться за какое-либо дерево и стараться потихоньку уйти подальше, либо можно попробовать резко дернуться в сторону. Зверь пробежит мимо и есть вероятность, что станет возвращаться.

Если кабаны разрушают ваш лагерь, то можно разогнать их незнакомым громким звуком.

Лось, косуля и олень благородный – безобидные травоядные животные, но иногда могут атаковать человека во время «гона». При встрече с ними необходимо застыть и стоять неподвижно, не делая резких движений и попыток убежать. Допускается медленно отходить, пятясь и постоянно держа его в поле зрения или попытаться спрятаться за деревом (у них не очень хорошее зрение).

Если при встрече с волком или стаей животные не показывают явной агрессии к вам, вы можете попытаться медленно отступить (не бегом!), не поворачиваясь спиной, не глядя в глаза.

Можно попробовать спугнуть волка путем демонстрации превосходящих размеров (поднять руки с курткой вверх и т.п.), издавая громкие необычные звуки или залезть на дерево.

Если волк все-таки напал на вас, защищаться нужно стоя спиной к дереву, густым зарослям и т.п., и оставаясь на ногах, отбиваться подручными предметами (нож, туристический топор, палки, горящие головешки, газовый баллончик и др.). Если удастся отбиться от первого волка, ранить его, то остальные отступят.

К списку новостей