При исчислении подоходного налога право на социальный вычет на страхование имеют физические лица, уплатившие (возместившие налоговому агенту) страховые взносы по следующим договорам страхования:
Вид договора |
Срок, на который заключен договор |
Требование к страховой организации, с которой заключен договор |
Добровольное страхование жизни |
Не менее трех лет |
Страховая организация Республики Беларусь |
Добровольное страхование дополнительной пенсии |
||
Добровольное страхования медицинских расходов |
Срок действия договора значения не имеет |
Вычет предоставляется по фактически уплаченным суммам по договорам страхования без какого-либо ограничения. Не имеет значения, сколько договоров указанных видов заключило физическое лицо. Например, работник заключил со страховой организацией Республики Беларусь договоры добровольного страхования жизни на 3 года и дополнительной пенсии на 6 лет. Он имеет право на социальный вычет по расходам на уплату страховых взносов по обоим договорам.
Следует обратить внимание, что вычет предоставляется:
в течение календарного года – только по месту основной работы;
по окончании календарного года - налоговым органом при представлении налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц по доходам, полученным не по месту основной работы.
Свое право на социальный вычет на страхование физическое лицо должно подтвердить путем представления соответствующих документов:
1) документы, подтверждающие заключение договора страхования;
2) документы, подтверждающие фактическую оплату или возмещение страховых взносов;
3) документы, подтверждающие родственные отношения либо опеку (попечительство).
С 2021 года социальный вычет на страхование можно предоставить одному физлицу из лиц, состоящих между собой в отношениях близкого родства, независимо от того, кем из них были уплачены страховые взносы. Ранее в такой ситуации у них права на вычет не было.
Вычет предоставляется в пределах начисленного дохода после применения стандартных вычетов и социального вычета на обучение. Не использованная в текущем месяце сумма социального вычета на страхование предоставляется в следующих месяцах. Если в текущем календарном году вычет не был полностью предоставлен, то остаток этой суммы переносится на следующий год.
Инспекция Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь по Пинскому району
Право на получение заработной платы за свой труд – неотъемлемое право человека. Вот только нарушается оно довольно часто. Выплачивая зарплату или часть ее «в конвертах», некоторыми коммерческими структурами и индивидуальными предпринимателями ведется «двойная» бухгалтерия не для того, чтобы помочь работнику сэкономить на уплате подоходного налога, а для того, чтобы заработать себе побольше доход, уйдя от уплаты налогов, отчислений в фонд социальной защиты населения.
Молчаливо соглашаясь на получение заработной платы «в конвертах», т.е. не учтенной по документам, вы обрекаете себя на жизнь вне правил, в результате чего:
-можете лишиться пособия по нетрудоспособности;
-не будете иметь возможности обеспечить достойную жизнь при выходе на пенсию;
-не сможете получить в банке необходимую сумму кредита (она будет рассчитана исходя из заработной платы, подтвержденной документально);
-лишаетесь возможности показать полученную заработную плату «в конверте» в качестве легального источника денежных средств при совершении крупных покупок;
-становитесь участниками теневой экономики.
Обязательно старайтесь трудоустроиться к частнику в законном порядке, чтобы завтра, когда будете искать защиту своих прав в правоохранительных и контролирующих органах, нечестный наниматель не сказал, что впервые вас видит, вы у него не работали и т.п., т.к. ваши данные в финансовых и бухгалтерских документах предприятия нигде не фигурируют, а доказать обратное не всегда возможно.
Инспекция МНС по Пинскому району
Согласно законодательству такой вид налоговой льготы называется социальным налоговым вычетом.
При исчислении подоходного налога социальным вычетом вправе воспользоваться работники, оплатившие:
- свое обучение,
- обучение лиц, состоящих с ними в отношениях близкого родства,
- обучение своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста, - плательщикам, являющимся опекунами (попечителями).
В случае обучения детей право на вычет имеют оба родителя независимо от того, кем из них было оплачено обучение. Однако вычет может быть предоставлен по одной сумме только один раз.
Одним из условий применения вычета является обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении каждого первого уровня образования: первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования. При этом вычет предоставляется при обучении как в государственном, так и в частном учреждении образования, как при очной, так и при заочной форме получения образования.
Вычет предоставляется в сумме произведенных расходов, уплаченных за обучение, либо направленных на погашение кредитов банков, фактически израсходованных на получение образования, включая проценты по ним. Иные расходы, связанные с оплатой дополнительных услуг в сфере образования (платные факультативы, приобретение учебных материалов, плата за пересдачу зачетов и экзаменов и др.), социальному налоговому вычету не подлежат. Ограничения в сумме вычета не установлены.
Если в календарном году вычет не применялся или использовался не полностью, то неиспользованные суммы социального вычета переносятся на последующие календарные годы до полного их использования.
Социальный налоговый вычет предоставляется плательщикам в течение календарного года - налоговым агентом; по окончании календарного года - налоговым органом по доходам, подлежащим налогообложению.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Пинскому району
Ликвидация субъекта хозяйствования – процесс многоэтапный, достаточно трудоемкий и нередко – длительный, в том числе в связи с необходимостью проведения проверки.
В настоящее время возможность провести ликвидацию без налоговой проверки у субъектов хозяйствования, принявших решение о ликвидации (прекращении деятельности), имеется, и её альтернативой является аудиторское заключение.
На какой стадии необходимо инициировать проведение аудиторской оценки? Какие нюансы имеются при ликвидации таким способом? Всегда ли аудиторское заключение заменяет проведение налоговой проверки?
Итак, субъект хозяйствования, принявший решение о ликвидации (прекращении деятельности), вправе для проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты обязательных платежей в бюджет заключить договор оказания аудиторских услуг по независимой оценке его деятельности.
Порядок оказания данных услуг определён постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)» (с изменениями и дополнениями).
Определиться в необходимости проведения аудиторской оценки субъекту хозяйствования необходимо на стадии принятия решении о ликвидации, учитывая при этом, что такую оценку вправе осуществлять только аудиторы (аудиторские организации), которые:
- застраховали свою гражданскую ответственность за причинение вреда в результате оказания аудиторских услуг;
- осуществляли аудиторскую деятельность не менее трех лет. Это требование касается: непосредственно их самих – при обращении к аудиторам – индивидуальным предпринимателям; работников в его штате (всех или нескольких) – при обращении к аудиторской организации.
Сведения об аудиторах (аудиторских организациях) для проведения аудиторской оценки размещены на сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/ru/auditor_activities/infogroup/).
Заключить договор с аудиторской организацией (аудитором) следует до подачи в регистрирующий орган документов о ликвидации, что обусловлено необходимостью отражения в заявлении о ликвидации сведений о заключении такого договора.
По результатам оказания услуг по независимому аудиту составляются аудиторское заключение по установленной законодательством форме.
Соответственно, ускорить процесс ликвидации субъекта хозяйствования, избежав налоговой проверки, можно, если:
- заключить договор оказания аудиторских услуг, по независимой оценке, его деятельности с аудитором, который соответствует требованиям, установленным законодательством;
- направить в налоговый орган аудиторское заключение и отчет по результатам оказания услуг, по независимой оценке, в течение 20 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования;
- внести в течение 30 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет предпринимательской деятельности, учет доходов и расходов, применяемый при упрощенной системе налогообложения, и (или) налоговые декларации (расчеты), если в аудиторском заключении и (или) отчете указаны нарушения.
Обращаем внимание, что аудиторская оценка не означает однозначного избежания проверок со стороны государственных органов (организаций). Есть исчерпывающий перечень оснований, когда проверка назначается несмотря на осуществление аудиторской оценки (пункт 2 постановления № 500):
- в налоговом органе имеется информация, не соответствующая данным аудиторского заключения и (или) отчета, которая может повлиять на исполнение организацией обязательств перед бюджетом;
- в аудиторском заключении и (или) отчете указаны выявленные нарушения, которые в установленный срок не устранены, и в связи с ними не внесены соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет доходов и расходов, применяемый при упрощенной системе налогообложения, и (или) налоговые декларации (расчеты);
- налоговым органом в периоде, установленном для проведения проверки при ликвидации, принимались решения без проведения выездной проверки о зачете и (или) возврате разницы между налоговыми вычетами и налогом на добавленную стоимость, исчисленным по реализации товаров (работ, услуг), на общую сумму более 3000 базовых величин.
При этом сумма зачета и (или) возврата разницы определяется исходя из размера базовой величины на дату подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации;
- услуга по независимой оценке деятельности ликвидируемой организации, оказанная аудиторской организацией или аудитором-индивидуальным предпринимателем, не соответствует установленным требованиям по ее оказанию.
Следует отметить, что субъект хозяйствования при наличии аудиторской оценки его деятельности может избежать не только налоговой проверки, но и мер административной ответственности по результатам такой проверки (при внесении исправлений в налоговую отчетность по результатам аудита).
Инспекция Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь по Пинскому району
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (далее – единый налог) это особый режим налогообложения.
Применять единый налог вправе организация, осуществляющая производство (производство и переработку) сельскохозяйственной продукции и (или) первичную переработку льна, у которой за предыдущий календарный год сумма выручки от реализации произведенных ею сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки льна и выручки от реализации продукции, изготовленной этой организацией из произведенной ею сельскохозяйственной продукции, в части, приходящейся на такую сельскохозяйственную продукцию, составляет не менее 50% общей суммы выручки организации, а также организация в части деятельности филиала, в отношении которого соблюдаются вышеуказанные условия.
Единый налог является добровольным режимом налогообложения. В связи с этим, если субъект хозяйствования решил начать его применение, то он обязан представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. С 2019 г. уведомление составляется по установленной форме. При этом если уведомление заполняется в целях применения единого налога в части деятельности филиала, то в нем указывается информация применительно к такому филиалу.
Сведения, предусмотренные формой уведомления (кроме данных за предыдущий календарный год), являются обязательными для заполнения всеми субъектами, претендующими на применение единого налога.
Налоговым кодексом установлены следующие сроки представления уведомления:
- для применения единого налога с даты государственной регистрации организации - в течение 20 рабочих дней со дня государственной регистрации такой организации;
- для применения единого налога в части деятельности филиала с даты его постановки на учет в налоговом органе - в течение 20 рабочих дней со дня постановки на учет в налоговом органе такого филиала;
- в иных случаях - не позднее 1-го числа второго месяца квартала, с которого планируется применение единого налога. Переход на единый налог и его применение возможны только с первого месяца квартала и только при соблюдении условия о вышеуказанной процентной доле за предшествующий календарный год. Данное правило не распространяется на организации, изъявившие желание применять единый налог с даты их государственной регистрации либо в части деятельности филиала с даты его постановки на учет в налоговом органе, а также на организации, возникшие в результате реорганизации в форме преобразования.
Важно знать, что в случае если плательщиком прекращено применение единого налога в календарном году (в том числе с начала года), он не вправе возобновить его применение в этом календарном году.
Следует помнить, что запрещено применение единого налога в период применения единого налога на вмененный доход и до конца календарного года, в котором прекращено применение единого налога на вмененный доход, а также плательщикам налога при упрощенной системе налогообложения.
Инспекция Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь по Пинскому району
«Инспекция МНС по Пинскому району сообщает»
В ряде случаев иностранные организации получают доходы на территории Беларуси, не осуществляя деятельность в нашей стране через постоянное представительство.
В соответствии с нормами главы 17 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) отдельные виды таких доходов подлежат обложению налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее - налог на доходы).
Плательщиками налога на доходы признаются иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь.
Перечень видов доходов, подлежащих обложению налогом на доходы, предусмотрен нормами статьи 189 НК и является исчерпывающим. Соответственно иные доходы, не поименованные в нем, не подлежат обложению налогом на доходы.
Ставки налога на доходы установлены в размере от 0 до 15 процентов, дифференцированы в зависимости от вида облагаемого дохода и приведены в статье 192 НК.
Налоговым периодом налога на доходы признается квартал, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе избрать налоговым периодом налога на доходы календарный квартал либо календарный год.
Обязанности по исчислению, удержанию налога на доходы, представлению налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы и перечислению налога на доходы в бюджет возложены на налогового агента, то есть источник доходов плательщика налога на доходы.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, получающие доходы от организации и проведения на территории Беларуси культурно-зрелищных мероприятий, аттракционов и зверинцев, уплачивают налог на доходы самостоятельно (ч. 1 п. 6 ст. 193 НК).
Для применения при исчислении налога на доходы налоговых преференций, предусмотренных положениями международных договоров об избежании двойного налогообложения, необходимо представление в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента документа, подтверждающего постоянное местонахождение иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (то есть получателя дохода).
. Инспекция Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь по Пинскому району
Белорусские организации и физические лица имеют возможность в электронном виде обращаться в налоговый орган и получать (через АРМ «Плательщик») справки (сертификаты), подтверждающие их налоговое резидентство для целей применения международных договоров во избежание двойного налогообложения.
С 28.06.2019 на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь доступен сервис «Проверка электронного сертификата налогового резидентства, выданного в Республике Беларусь». Сервис доступен в разделе «Электронные сервисы» на сайте www.nalog.gov.by, а также по ссылке http://www.portal.nalog.gov.by/web/nalog/cerverif.
В качестве кода для проверки факта выдачи электронного сертификата налогового резидентства используется номер выданной справки, который уникален в пределах Республики Беларусь.
Если электронный сертификат выдавался, то после ввода кода и нажатия кнопки «Проверить» на экране появятся отдельные реквизиты выданного сертификата:
- компетентный орган (цифровой код налогового органа, выдавшего сертификат);
- налоговый резидент;
- УНП;
- налоговый период, на который подтверждено налоговое резидентство.
В случае, если электронный сертификат не выдавался налоговым органом, то на экране появится сообщение «Документ с таким кодом проверки безопасности не выдавался».
Сертификаты резидентства, выданные на бумажном носителе, содержат печать налогового органа Республики Беларусь и дополнительной проверке с использованием сервиса не подлежат.
Вышеуказанная информация размещена на сайте МНС www.nalog.gov.by в разделе «Новости Министерства».
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Пинскому району информирует, что в соответствии с пунктом 5 Перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2012 № 1147, за Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь закреплены следующие сферы контроля, в которых применяются чек-листы:
- контроль за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере;
- контроль за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья.
С целью повышения правовой осведомленности субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах: игорного бизнеса, производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборота табачного сырья, о подлежащих соблюдению актуальных требованиях нормативных правовых актов, информируем о наличии возможности самостоятельного заполнения контрольного списка вопросов (чек-листа) с целью проведения самоконтроля.
Формы контрольных списков вопросов (чек-листов), применяемых налоговыми органами, утверждены приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.04.2013 № 32 «Об установлении форм контрольных списков вопросов (чек-листов) и признании утратившим силу приказа Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 118» и размещены на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по электронному адресу:
http://www.nalog.gov.by/ru/kontrol-za-otd-gruppami-tovarov/.
Обращаем внимание плательщиков на то, что обязанность представления контрольного списка вопросов (чек-листа) в адрес налоговых органов без его требования в рамках законодательства отсутствует.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Пинскому району
Одним из направлений социально ориентированной политики белорусского государства является увеличение спектра услуг населению, которые могут осуществлять граждане, не регистрируясь при этом в качестве индивидуальных предпринимателей.
Осуществление физическими лицами деятельности без регистрации в качестве субъекта предпринимательства значительно упростилось благодаря развитию онлайн-сервисов налоговых органов.
В любом налоговом органе можно бесплатно получить доступ к личному кабинету плательщика – физического лица. Для этого нужно единожды прийти с паспортом в налоговый орган, где плательщика зарегистрируют и предоставят логин и пароль к его личному кабинету. Для удобства возможно использование личного кабинета плательщика посредством мобильного приложения.
Использование личного кабинета плательщика позволяет гражданам, не посещая налоговый орган:
Виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской, при осуществлении которых предусмотрена уплата единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог), определены Налоговым кодексом Республики Беларусь.
В перечне легализованы виды экономической деятельности, которые сегодня фактически осуществляются физическими лицами в домашних условиях.
Например, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя уже не требуется при осуществлении ремонта обуви, часов. Домашней мебели; производства одежды и обуви; штукатурных, мОдним из направлений социально ориентированной политики белорусского государства является увеличение спектра услуг населению, которые могут осуществлять граждане, не регистрируясь при этом в качестве индивидуальных предпринимателей.
Осуществление физическими лицами деятельности без регистрации в качестве субъекта предпринимательства значительно упростилось благодаря развитию онлайн-сервисов налоговых органов.
В любом налоговом органе можно бесплатно получить доступ к личному кабинету плательщика – физического лица. Для этого нужно единожды прийти с паспортом в налоговый орган, где плательщика зарегистрируют и предоставят логин и пароль к его личному кабинету. Для удобства возможно использование личного кабинета плательщика посредством мобильного приложения.
Использование личного кабинета плательщика позволяет гражданам, не посещая налоговый орган:
Виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской, при осуществлении которых предусмотрена уплата единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог), определены Налоговым кодексом Республики Беларусь.
В перечне легализованы виды экономической деятельности, которые сегодня фактически осуществляются физическими лицами в домашних условиях.
К примеру, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя уже не требуется при осуществлении ремонта часов, обуви, домашней мебели; производства одежды и обуви; штукатурных, малярных, стекольных работ; оказании парикмахерских услуг и др.
Гражданам предоставлено право продавать изготовленные ими хлебобулочные, кондитерские изделия и готовую кулинарную продукцию на торговых местах на рынках или в иных местах, установленных местными исполнительными органами.
До начала работы по оказанию услуг населению необходимо:
Для отдельных категорий физических лиц предоставляются льготы по единому налогу.
на 20 процентов для плательщиков:
на 45 процентов при наличии права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким вышеуказанным основаниям.
Для получения более конкретной информации по вопросам осуществления деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, уплаты единого налога можно обратиться в управление по работе с плательщиками по Ивановскому району (г. Иваново, ул. Комарова,15) либо позвонить по телефонам: 2-09-51, 2-09-56.
Управление по работе с плательщиками по Ивановскому району инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Пинскому району.алярных, стекольных работ; оказании парикмахерских услуг и др.
Гражданам предоставлено право продавать изготовленные ими хлебобулочные изделия и готовую кулинарную продукцию на торговых местах на рынках или в иных местах, установленных местными исполнительными органами.
До начала работы по оказанию услуг населению необходимо:
Для отдельных категорий физических лиц предоставляются льготы по единому налогу.
на 20 процентов для плательщиков:
на 45 процентов при наличии права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким вышеуказанным основаниям.
Для получения более конкретной информации по вопросам осуществления деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, уплаты единого налога можно обратиться в управление по работе с плательщиками по Ивановскому району (г. Иваново, ул. Комарова,15) либо позвонить по телефонам: 2-09-51, 2-09-52.
Управление по работе с плательщиками
по Ивановскому району инспекции
Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь по Пинскому району