– Возможно, Сергей Юрьевич, коррупционные правонарушения не касаются Ивановщины?
– Хотелось бы, чтобы это было так, но в 2022 году на территории Ивановского района выявлено семь преступлений коррупционной направленности, что вдвое больше 2021 года (4 преступления). При этом за 8 месяцев текущего года уже совершено девять преступлений коррупционной направленности. Как видите, тенденция их роста продолжается. Коррупционные преступления в текущем году совершены в сферах сельского хозяйства, торговли, здравоохранения. Распространены факты получения взяток, хищений, злоупотребления властью или служебными полномочиями.
– Что является причиной их совершения?
– Рост числа возбужденных уголовных дел о коррупции, результаты надзорной деятельности прокуратуры района по-прежнему свидетельствуют о существенных недостатках в работе организаций района в повышении профессионального уровня и совершенствовании моральных качеств работников.
Ряд руководителей по-прежнему полагают, что борьба с коррупцией является компетенцией исключительно правоохранительных органов, недооценивают свои возможности в этом направлении, относят деятельность по предупреждению коррупционных проявлений среди своих сотрудников к числу второстепенных задач. В результате профилактика коррупции в организациях в ряде случаев осуществляется формально, работа по внутреннему выявлению фактов коррупции в полной мере не налажена, принципиальная оценка действиям должностных лиц не дается, информирование правоохранительных органов о соответствующих правонарушениях не осуществляется. И такие случаи устанавливаются в результате прокурорских проверок. Так, в текущем году к дисциплинарной ответственности привлечен руководитель одного из предприятий района, который, зная о совершении работником предприятия коррупционного правонарушения, меры к привлечению работника к дисциплинарной ответственности не принял, правоохранительные органы не проинформировал.
– От чего отталкиваться руководителю в борьбе с этим злом?
– Концепция национальной безопасности Республики Беларусь признает коррупцию угрозой и нацеливает все субъекты власти и гражданского общества на эффективное противодействие этому явлению. Базовым документом в сфере организации антикоррупционной деятельности является Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 «О борьбе с коррупцией», в соответствии с которым борьба с коррупцией основывается на таких принципах, как законность, справедливость, равенство перед законом, гласность, приоритет мер предупреждения коррупции, неотвратимость ответственности, личная виновная ответственность и гуманизм.
– Какие меры предусмотрены для предупреждения такого рода преступления?
– Закон о борьбе с коррупцией предусматривает ряд профилактических механизмов, призванных минимизировать «привлекательность» совершения коррупционных деяний и исключить предпосылки для коррупционного поведения. Остановлюсь на некоторых из них.
Во-первых, это запрет на трудоустройство в качестве государственных служащих работников, ранее совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Этот запрет не зависит от погашения судимости и является бессрочным.
Во-вторых, это ограничение в приеме на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства, Совета Министров, областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета, районных и городских исполнительных комитетов лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в течение пяти лет после такого увольнения.
Также закреплен механизм лишения права на пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством о государственной службе. Так, лицам, совершившим в период прохождения государственной службы тяжкие или особо тяжкие преступления с использованием своих служебных полномочий, назначается только пенсия по возрасту. Назначение более высокой пенсии за выслугу лет таким лицам не производится.
– Коррупционное действо предполагает обогащение. Есть ли предел законных доходов должностных лиц?
– Законом введен гражданско-правовой механизм изъятия по решению суда имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. Критерием необоснованности обогащения должностных лиц выступает явное несоответствие реальной стоимости имеющегося имущества и денежных средств уровню легальных доходов, то есть превышение стоимости имущества и расходов должностного лица, составляющее не менее 25 % от доходов, полученных из законных источников за отчетный период.
Механизм изъятия имущества не подменяет собой уголовное преследование и не является способом уклонения от уголовной ответственности, поскольку используется лишь при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела или в случаях прекращения производства по возбужденному уголовному делу.
– Но существует же соблазн скрыть «добытое непосильным трудом». Как контролируются доходы и расходы?
– С целью усиления контроля над расходами высокопоставленных должностных лиц расширен перечень сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию такими лицами.
Для высокопоставленных должностных лиц, их супругов, несовершеннолетних детей и совместно проживающих близких родственников введено декларирование имущества, в том числе объектов недвижимости, транспортных средств, дорогостоящих произведений искусства, ювелирных изделий, находящихся в их фактическом пользовании более полугода. Данная норма нацелена на предупреждение скрытого подкупа должностных лиц путем предоставления им материальных ценностей в пользование.
Беседовала Елена Воронина.
За какие коррупционные преступления осуждали в стране в 2022 году
Наибольшее количество виновных привлечено к уголовной ответственности за хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК) – 316 человек, получение взятки (ст. 430 УК) – 162, дачу взятки (ст. 431 УК) – 120. За злоупотребление властью или служебными полномочиями (ч. 2, 3 ст. 424 УК) осуждено 74 лица, превышение власти или служебных полномочий (ч. 2, 3 ст.426 УК) – 84, злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти (ст. 455 УК) – 4, бездействие должностного лица (ч. 2, 3 ст. 425 УК) – 3.