Сегодня экстремизм в молодежной среде становится массовым
явлением, активизировалась деятельность асоциальных молодежных организаций
радикального толка (скинхеды, фанаты, неонацисты и т.д.), спекулирующих на
идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций на
этнорелигиозной, политической почве. Речь идет о социальной «болезни», глубоко
затрагивающей суть отношений в обществе, все больше и больше захватывающей
подрастающее поколение. В частности, отмечается рост интереса молодежи к
праворадикальным (ультраправым, неонацистским, национал-социалистическим)
взглядам.
Можно выделить следующие основные «группы риска»:
имеющие родных и знакомых, уже вовлеченных в деятельность
различных радикальных структур;
люди с низкой самооценкой, проблемами с социумом и
протестными настроениями;
спортсмены, имеющие неформальные контакты с преступными
группировками (особенно, этническими);
люди, склонные к смене религий, с психическими отклонениями
в сфере личных убеждений, с повышенной внушаемостью, с депрессией;
люди, увлеченные контркультурой, деструктивными молодежными
субкультурами.
Современные профессиональные вербовщики – это, как правило,
лица, имеющие высокие коммуникативные способности установления межличностного
общения и убеждения, владеющие различными техниками манипуляции, умеющие
добиваться доверительности отношений, часто имеющие психологическое
образование.
Вербовка осуществляется путем обмана, «игры на доверии»,
обещании хорошей работы, денег, друзей, развлечений, власти и т.д. В работе с
объектом вербовки задействуются профессиональные психологические механизмы и
технологии: внушение, заражение, подражание, переживание, анализ, групповое
давление, мотивации, массовые силы, реализация сцепленных ролей.
Активно используются вербовщиками незрелость психики молодых
людей и особенности психики в период созревания и взросления: чувство протеста,
недоверие к взрослым, уверенность в собственной исключительности, стремление
самоутвердиться и, при всем этом, неуверенность в завтрашнем дне и своем месте
в нем).
Последние годы характеризуются быстрым развитием методов
дистанционной вербовки, когда вербовщик организует общение посредством
мобильной связи или сети Интернет.
Социальный портрет молодого белоруса, склонного к участию в
движениях экстремистского толка, включает следующие черты:
возраст от 14 до 20 лет, чаще мужского пола;
имеет средний или ниже уровень интеллекта;
проблемы в семье (родители в разводе, злоупотребляют
алкоголем, присутствует бытовое насилие);
отклонения в поведении (садизм, мазохизм, т.н. селфхарм,
живодерство, вандализм).
В настоящее время среди молодежи отмечается волна симпатий к
насильственным культам и идеям неонацизма (в т.ч. «скулшутинга» – применения
вооружённого насилия на территории образовательных учреждений (главным образом
к учащимся), часто перерастающее в массовые убийства; «маньяки культ убийц» –
деятельность структуры направлена на разжигание межнациональной розни,
избиения, убийств, подготовку терактов и массовых расстрелов).
Малолетние сторонники праворадикальных культов в
повседневной жизни вдохновляются идеологией и «эстетикой» третьего Рейха,
сатанизма, идеями «сверхчеловека», ассоциируют себя с высшими существами
(богоподобность). Основной идеей является очищение общества от «слабых особей»
(«биомусора»), пропагандирование «величия белой расы», традиционных ценностей,
радикального взгляда на здоровый образ жизни («Street Edge»).
В повседневной жизни предпочитают одежду в стиле «Casual» или «Military». Среди отличительных предметов гардероба выделяются: головные уборы (панамы, шотландские клетчатые кепки), тенниски, толстовки с капюшоном, куртки-бомберы, брюкимилитари или карго, подтяжки, ботинки c высоким берцем.