Ивановский районный исполнительный комитет

Ивановский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Социальная сфера // К единому дню информирования

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

12/09/2023 11:57

По итогам июня 2023 года в целом по области отмечается положительная динамика снижения количества несовершеннолетних, признанных потерпевшими в результате совершения в отношении них преступлений (с 467 до 449, или -3,9%). При этом темпы прироста по сравнению с предыдущим месяцем снизились на 0,5%. Удельный вес несовершеннолетних от общего числа пострадавших составил 10,2% (2022 г. – 10,7%). Потерпевшими являются 198 несовершеннолетних мужского пола (или 44,1 % от общего числа) и 251 – женского (или 55,9%).

Хотелось бы остановиться и разъяснить подробнее присутствующим о механизме защиты несовершеннолетних от насилия и жестком обращении в семье.

Государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку в семьях при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции.

Под насилием в семье в отношении несовершеннолетнего понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

Проживание детей в семье, где имеет место насилие одного из членов семьи по отношению к другому (нескольким членам семьи), может негативно сказаться на их развитии и воспитании.

Своевременное выявление неблагоприятной обстановки в данном случае позволит обеспечить безопасность ребенка (детей) и привлечь внимание специалистов к ситуации в семье.

Статьей 10.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) установлена административная ответственность за умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, а также за нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенное в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушения защитного предписания, влечет за собой наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

В ряде случаев при наличии факта нарушения общественного порядка, действия правонарушителя квалифицируются по статье 19.1 КоАП, устанавливающей ответственность за оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, предусматривает наказание в виде штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Частью пятой статьи 12.12. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) определена обязанность органов, наложивших административное взыскание за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 19.1, частью 2 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5 и 19.8 КоАП, в отношении лиц, имеющих несовершеннолетних детей, не позднее следующего дня после вынесения постановления о наложении административного взыскания информировать об этом орган опеки и попечительства по месту жительства этих лиц для обеспечения контроля за положением детей в семье и своевременного принятия мер по защите их прав и законных интересов.

ОВД и иные субъекты профилактики направляют соответствующую информацию в отделы образования по всем выявленным фактам семейно-бытовых конфликтов независимо от принятого процессуального решения в отношении лиц, имеющих несовершеннолетних детей, в течение трех рабочих дней после обнаружения такого конфликта.

Наличие факта насилия в семье, где воспитываются несовершеннолетние дети (ребенок), в случае, когда лицо, в отношении которого осуществлялось ведение административного процесса, не привлечено к административной ответственности, не является единственным основанием для признания детей находящимися в социально опасном положении (далее – СОП), а служит поводом к изучению ситуации в семье.

Справочно: в органы опеки и попечительства региональных исполкомов ОВД области направлено 1868 (2022 – I860) информаций о происшествиях и преступлениях в семьях, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, из них в соответствии с ч. 5 ст. 12.12 ПИКоАП Республики Беларусь – 299 (2022 – 201).

Устранение субъективизма в процессе разграничения случаев трудной жизненной ситуации в семье и социально опасного положения детей требует глубокого изучения ситуации в семье, которое проводится учреждением образования во взаимодействии с государственными органами, государственными и иными организациями.

О результатах социального расследования учреждениями образования информируется отдел образования, направивший информацию о неблагоприятной для детей обстановке, который в последующем информирует территориальный ОВД либо иной субъект профилактики, направивший указанную информацию.

Необходимо отметить, что при отсутствии нормализации отношений в семье, а также в случае имеющихся рисков для несовершеннолетних, дети признаются нуждающимися в государственной защите и помещаются на государственное обеспечение. С момента помещения на государственное обеспечение у родителей возникает обязанность по возмещению расходов на детей, находящихся на государственном обеспечении.

Справочно: по состоянию на 01.07.2023 на профилактическом учете в территориальных органах внутренних дел области состоит 1374 (2022 – 1381) обязанных лица. Из них 1319 (2022 – 1321) трудоустроены на предприятия и в организации различных форм собственности.

Не остается незамеченным тот факт, что благодаря принимаемым мерам отмечается снижение числа несовершеннолетних, признанных потерпевшими по преступлениям, совершенным в сфере домашнего насилия (с 12 до 6, или -50,0%), в том числе, относящимся к категориям тяжких и особо тяжких (с 6 до 2, или -66,7%)

Вместе с тем, особую тревогу вызывает увеличение количества несовершеннолетних, признанных потерпевшими по преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы (с 60 до 100, или +66,7%). При этом основная масса несовершеннолетних (50, или 50,0%) являются потерпевшими от преступлений, предусмотренных ст. 168 УК (половое сношение и иные действия сексуального характеристика с лицом, не достигшим шестнадцати летнего возраста) (2022 г. – 29, или 48,3%). Удельный вес потерпевших по преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы от общей численности пострадавших в результате совершения уголовно наказуемых деяний несовершеннолетних (без учёта ст. 174 УК (уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении) составляет 48,8% (2022 г. – 39,2%).

Возросло число несовершеннолетних, признанных потерпевшими в результате совершения преступлений по ст. 167 (насильственные действия сексуального характера) (с 14 до 18), ст. 168 (половое сношение и иные действия сексуального характеристика с лицом, не достигшим шестнадцати летнего возраста) (с 29 до 50), ст. 169 (развратные действия) (с 14 до 28), ст.ст. 170 (понуждение к действиям сексуального характера) и 171 (организация и использование занятия проституцией) (с 0 до 1).

Существенно увеличилось также количество потерпевших несовершеннолетних по преступлениям, сопряжённым с изготовлением и распространением порнографических материалов или предметов порнографического характера (с 0 до 7).

Рост числа потерпевших несовершеннолетних по преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы, а также связанными с изготовлением и распространением порнографических материалов или предметов порнографического характера, обусловлен достаточно активной позицией территориальных ОВД в вопросах защиты прав и законных интересов подрастающего поколения.

Необходимо отметить, что в настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с другими лицами с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие всегда наносит вред физическому, психическому и/или психосексуальному здоровью ребенка. Дети и подростки, вовлеченные в сексуальные действия, полностью их не понимают, не осознают и, следовательно, не способны давать информированное согласие на них. Сексуальное насилие практически всегда скрывается и самим ребенком, и взрослыми.

Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время, а порой навсегда, оставаться неочевидными. Зачастую сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают (обращаются) в медицинские учреждения или сами совершают правонарушения.

Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением и сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для родителей.

Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.д.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Из вышесказанного необходимо сделать вывод, что важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Следует рассказывать детям о том, что не стоит стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти, а на улице он должен находиться в кругу друзей до 23:00.

Если у подростка возникли подозрения относительно какого-то незнакомца, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет па другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). С использованием телефона следует сделать вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Об этом стоит сказать громко, в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять.

Преступники применяют не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе поиграть, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

Необходимо нацеливать ребенка, чтобы он рассказывал родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

Незыблемым остается одно – о всех фактах сексуального насилия над несовершеннолетним или подозрении на их наличие должны быть в кратчайшие сроки уведомлены правоохранительные органы, в первую очередь органы внутренних дел.

ОВД в пределах своих компетенций, предупреждают, выявляют и пресекают преступления рассматриваемой категории; принимают профилактические меры, направленные на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению таких преступлений; проводят работу с подростками, которые попали в сложную жизненную ситуацию; в режиме быстрого реагирования принимают информацию об экстренных случаях сексуального насилия в отношении ребенка и организуют работу по проверке такой информации и установлении обстоятельств происшедшего; осуществляют противодействие изготовлению и распространению порнографических материалов с изображением несовершеннолетнего в интернете и др.

В соответствии с положениями Национального механизма оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации, и в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другими нормативно правовыми актами, пострадавший имеет право на защиту и оказание следующих видов помощи:

– медицинская помощь;

– предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания;

– психологическая помощь;

– содействие в трудоустройстве;

– правовая и социальная помощь пострадавшему и его законным представителям;

– иная помощь.

Помимо этого обращаю внимание на необходимость информирования детей о существовании телефонов горячей линии.

Так, в Министерстве внутренних дел действует круглосуточная прямая телефонная линия по приему сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей 8-017-372-73-87.

В структуре Министерства здравоохранения функционирует телефон доверия круглосуточной линии экстренной психологической помощи для детей и подростков 801-100-16-11.

Таким образом, рассмотрев проблему по профилактике насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, мы можем сделать вывод о возможности и доступности осуществления в нашем обществе профилактики насилия и жестокого обращения с детьми не только заинтересованными субъектами профилактики, но и всеми небезучастными гражданами. Данная проблема не должна оставаться не замеченной для всех.

 

К списку новостей

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки