В 2022 году на территории Ивановского района выявлено 7 преступлений коррупционной направленности, что в двое больше 2021 года (4 преступления). При этом за 9 месяцев текущего года уже совершено 9 преступлений коррупционной направленности.
Коррупционные преступления в текущем году совершены в сферах сельского хозяйства, торговли, здравоохранения.
Распространены факты получения взяток, хищений, злоупотребления властью или служебными полномочиями.
Рост числа возбужденных уголовных дел о коррупции, результаты надзорной деятельности прокуратуры района по‑прежнему свидетельствуют о существенных недостатках в работе организаций района в повышении профессионального уровня и совершенствовании моральных качеств работников.
Ряд руководителей, по-прежнему полагают, что борьба с коррупцией является компетенцией исключительно правоохранительных органов, недооценивают свои возможности в этом направлении, относят деятельность по предупреждению коррупционных проявлений среди своих сотрудников к числу второстепенных задач. В результате профилактика коррупции в организациях в ряде случаев осуществляется формально, работа по внутреннему выявлению фактов коррупции в полной мере не налажена, принципиальная оценка действиям должностных лиц не дается, информирование правоохранительных органов о соответствующих правонарушениях не осуществляется.
Хотя такие случаи устанавливаются в результате прокурорских проверок.
Справочно: в текущем году к дисциплинарной ответственности привлечен руководитель одного из предприятий района, который зная о совершении работником предприятия коррупционного правонарушения, меры к привлечению работника к дисциплинарной ответственности не принял, правоохранительные органы не проинформировал.
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь признает коррупцию угрозой и нацеливает все субъекты власти и гражданского общества на эффективное противодействие этому явлению.
Базовым документом в сфере организации антикоррупционной деятельности является Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией), в соответствии с которыми борьба с коррупцией основывается на таких принципах как законность; справедливость; равенство перед законом; гласность; приоритет мер предупреждения коррупции; неотвратимость ответственности; личная виновная ответственность; гуманизм.
Закон о борьбе с коррупцией предусматривает ряд профилактических механизмов, призванных минимизировать «привлекательность» совершения коррупционных деяний и исключить предпосылки для коррупционного поведения. Основными из них являются:
1. Запрет на трудоустройство в качестве государственных служащих работников, ранее совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Этот запрет не зависит от погашения судимости и является бессрочным.
2. Ограничение в приеме на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства, Совета Министров, областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета, районных и городских исполнительных комитетов лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в течение пяти лет после такого увольнения
3. Закреплен механизм лишения права на пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством о государственной службе.
Так, лицам, совершившим в период прохождения государственной службы тяжкие или особо тяжкие преступления с использованием своих служебных полномочий, назначается только пенсия по возрасту. Назначение более высокой пенсии за выслугу лет таким лицам не производится.
4. Введен гражданско-правовой механизм изъятия по решению суда имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. Критерием необоснованности обогащения должностных лиц выступает явное несоответствие реальной стоимости имеющегося имущества и денежных средств уровню легальных доходов, то есть превышение стоимости имущества и расходов должностного лица, составляющее не менее 25% от доходов, полученных из законных источников за отчетный период.
Данный механизм не подменяет собой уголовное преследование и не является способом уклонения от уголовной ответственности, поскольку используется лишь при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела или в случаях прекращения производства по возбужденному уголовному делу.
5. С целью усиления контроля над расходами высокопоставленных должностных лиц расширен перечень сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию такими лицами.
Для высокопоставленных должностных лиц, их супругов, несовершеннолетних детей и совместно проживающих близких родственников введено декларирование имущества, в том числе объектов недвижимости, транспортных средств, дорогостоящих произведений искусства, ювелирных изделий, находящихся в их фактическом пользовании более полугода. Данная норма нацелена на предупреждение скрытого подкупа должностных лиц путем предоставления им материальных ценностей в пользование.
Прокурор района
Сергей Жукович