Главная задача в период избирательной кампании – обеспечить общественный
порядок и не допустить дестабилизации обстановки в стране в целом.
В Республике Беларусь определены правовые и организационные основы
противодействия экстремизму, принят и действует Закон Республики Беларусь от
04.01.2007 №2 03-З «О противодействии экстремизму» (далее – Закон).
В соответствии с ч. 1 ст. 19, ст. 22 Закона распространение,
публичная демонстрация экстремистских материалов, их изготовление, издание,
хранение и перевозка в целях распространения запрещаются. За осуществление
экстремистской деятельности граждане несут ответственность в соответствии с
законодательными актами. При этом следует
иметь в виду, что в список экстремистских материалов включены не только
информационные материалы, но и логотипы и цифровые знаки (например, TUT.BY, Зеркало
и др.).
Статьей 19.11 КоАП предусмотрена административная
ответственность за распространение,
изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы
к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, при этом в соответствии с п.3 ч.1 ст.7.6 КоАП
административное взыскание за совершение данного правонарушения может быть
наложено не позднее одного года со дня
совершения административного правонарушения (с учетом того, что данное
правонарушение является длящимся, то взыскание накладывается не позднее одного
года со дня его фактического выявления).
Анализ практики привлечения лиц к ответственности по ст.19.11 КоАП
свидетельствует о том, что в настоящее время ответственность наступает за
следующие формы распространения информационной
продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов:
подписку на сообщества, каналы, чаты и т.д.; лайки, эмодзи-реакции и
комментарии под публикациями; репосты публикаций.
Справочно.
В 2020-2024 гг. в районе 26 человек привлечено к административной
ответственности по ст.19.11 КоАП с наложением взыскания в виде штрафа до 30
базовых величин или административного ареста с конфискацией предмета
правонарушения.
В Уголовном кодексе уголовная ответственность за совершение тех или иных
проявлений экстремистского характера предусмотрена более чем 40 статьями.
Санкции указанных статей предусматривают различные уголовные наказания в
зависимости от тяжести совершенных преступлений. Законом Республики Беларусь от
26.05.2021, вступившим в законную силу с 19.06.2021, уголовная ответственность
за такие преступления существенно усилилась, ряд преступлений переведен в более
тяжкую по ответственности категорию, добавлены новые статьи с учетом
складывающейся практики.
В период с августа 2020 года по настоящее время наиболее часто к
уголовной ответственности привлекались граждане за активное участие в массовых
беспорядках и в нарушение установленного законодательством порядка в групповых
действиях, грубо нарушающих общественный порядок, сопряженных с явным
неповиновением законными требованиям представителей власти и повлекших
нарушение работы транспорта, предприятий, организаций в крупных городах
области; клевету и оскорбления в адрес высших должностных лиц государства,
сотрудников правоохранительных органов, иных представителей власти; оказание
содействия экстремистской деятельности путем дачи интервью, направления
различных сообщений, аудио- видеофайлов интернет-ресурсам экстремистских
формирований.
В настоящее время большинство выявляемых преступлений совершается в
интернет-пространстве, при этом их раскрываемость составляет более 85%.
Справочно. В 2020-2024 гг. в районе
осуждено 10 человек за совершение преступлений экстремистской направленности,
преимущественно к наказанию в виде лишения свободы на определенный срок.
Порядок
организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций,
пикетирования и иных массовых мероприятий на улицах, площадях и в иных общественных
местах регламентирован Законом Республики Беларусь от 30.12.1997 № 114-З «О
массовых мероприятиях».
Данным
Законом определены заявительный принцип проведения массового мероприятия, требования
к организаторам, месту и времени его проведения, соблюдению организаторами
и участниками общественного порядка и т.д.
Так,во время проведения
собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования их
организаторам и участникам запрещается препятствовать движению транспортных средств и пешеходов;
создавать помехи для бесперебойного функционирования организаций; воздействовать в какой бы то ни было форме на
сотрудников органов внутренних дел в целях воспрепятствования выполнению ими
служебных обязанностей, а также на представителей общественности,
выполняющих обязанности по охране общественного порядка; осуществлять пропаганду войны или экстремистскую деятельность, в
том числе с использованием плакатов, транспарантов или иных средств; участвовать в массовом мероприятии в состоянии алкогольного опьянения или
в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных
веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
и т.д.
За нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий
предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 24.23
КоАП, предусматривающая такие виды взысканий как штраф, общественные работы
либо арест.
Законодатель также предусмотрел ответственность по ст. 10.9 КоАП за нарушение законодательства о выборах, референдуме, реализации права законодательной инициативы граждан.
К примеру, за вынос или фотосъемку заполненного бюллетеня грозит штрафа в размере до пятнадцати базовых величин.