Коррупция представляет собой серьезную угрозу демократии и правам человека, подрывает господство правовых институтов и моральные устои общества, нарушает принцип равенства и социальной справедливости, дестабилизируют государственное управление и экономическое развитие.
Основным документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 года № 305-З (далее – Закон).
Коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным ли-цом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного (ст. 1 Закона).
Согласно ст. 3 Закона потенциальными субъектами коррупционных правонарушений в сфере образования являются:
государственные должностные лица (руководитель учреждения, его заместители, руководители структурных подразделений, главный бухгалтер, заведующий складом и др. лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности);
лица, приравненные к государственным должностным лицам (пре-подаватели и другие специалисты, уполномоченные на совершение юридически значимых действий);
лица, осуществляющие подкуп государственных лиц или приравненных к ним лиц (слушатели и другие заинтересованные лица).
ЗАПРЕТ НА ПРИНЯТИЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ
Государственным должностным и приравненным к ним лицам запрещено принимать имущество (подарки), за исключением сувениров (стоимостью не свыше 20 базовых величин), вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, а также получать другую выгоду для себя или третьих лиц (супругов, близких родственников, свойственников) в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей (ст. 37 Закона).
Если стоимость подарка или сувенира превышает 20 базовых величин – такой подарок в любом случае незаконный. О нем следует сообщить своему руководителю и сдать в установленном порядке в доход государства.
Не допускается дарение, за исключением обычных подарков (стоимо-стью до 20 базовых величин) работникам учреждений образования гражда-нами, получающими в них образование, супругами и родственниками этих граждан (ст. 546 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Основные формы проявления коррупции в сфере образования:
вымогательство со стороны педагога во время сессии (например, в виде предъявления завышенных требований при сдаче экзаменов, зачетов);
навязывание преподавателем студентам платных консультаций, покупки книг и методических пособий собственного авторства;
давление со стороны слушателей, не желающих осваивать учебный предмет, на педагогов (навязывание взятки) с целью получения по-ложительной отметки за экзамен (зачёт);
давление, оказываемое на преподавателя коллегами или непосредственным руководством с целью выставления «избранному» слушателю положительной отметки за экзамен (зачёт).
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Некоторые виды коррупционных преступлений, указанные в Уголовном кодексе Республики Беларусь:
Превышение власти или служебных полномочий - умышленное со-вершение должностным лицом действий, явно выходящих за пре-делы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, по-влекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (ч. 2 и ч. 3 ст. 426 УК) - наказывается лишением свободы на срок до 10-ти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Получение взятки (ст. 430 УК) – наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 10-ти лет с конфискацией имущества и с лишени-ем права занимать определенные должности или заниматься опре-деленной деятельностью.
Дача взятки (ст. 431 УК) - наказывается лишением свободы на срок до 7-ми лет с конфискацией имущества.
Посредничество во взятке (ст.432 УК) - наказывается лишением свободы на срок до 7-ми лет.
Получение незаконного вознаграждения - принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством Рес-публики Беларусь оплаты труда (ст. 433 УК) - наказывается лишением свободы на срок до 8-ми лет с конфискацией имущества или без конфискации с и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С КОРРУПЦИЕЙ
Отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6 КоАП) - влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.
Нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц (ст. 9.13 КоАП) - влекут наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.
Нарушение законодательства об административных процедурах (ст. 9.26 КоАП) - влекут наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.
Мелкое хищение (ст. 10.5 КоАП) влечет наложение штрафа в размере от 2 до 50 базовых величин или административный арест.
Нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг) (ст. 11.16 КоАП) влекут наложение штрафа в размере до 50 ба-зовых величин, за повторное нарушение - до 100 базовых величин.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Руководители обязаны привлекать к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) лиц, нару-шивших антикоррупционное законодательство, в порядке, установленном за-конодательными актами.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ
Статьей 18 Закона, а также ст. 27 Трудового кодекса Республики Бела-русь установлен запрет на совместную работу в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на над-лежащее исполнение должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения либо совершении других действий по работе.
О конфликте интересов государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, а также вправе заявить само-отвод от принятия решения либо совершения других действий по службе (работе).