Удельный весучтенных коррупционных преступлений составил 0,95% от общего числа зарегистрированных по области преступлений.
Анализ статистических данных показывает, что из общего числа учтенных, большинство составляют преступления, связанные со взяточничеством (ст.ст.430-432 УК) – 56 или 53,8%, и хищением путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210 УК) – 42 или 40,4%.
Факты получения взятокзарегистрированы в сферах сельского хозяйства и продовольствия – 22, технического освидетельствования транспортных средств – 8, промышленного производства – 7, образования – 6, деятельности иных госучреждений – 4, строительства – 3, ЖКХ – 3, иных сферах – 3.
В большинстве случаев взятки получены за решение вопросов о приобретении продукции, работ (услуг) у протежируемых организаций (36). Также материальные ценности передавались за положительные заключения о техническом состоянии транспортных средств (8), положительную оценку знаний студентов (6), благоприятное решение иных вопросов взяткодателей (6).
Преступления по ст. 430 УК совершены 40 лицами, из них 7 фигурантами совершено два и более преступлений, в том числе одним из взяткополучателей – 8, другим – 4 преступления.
Из числа преступлений по ст. 430 УК, 41 преступление совершено должностными лицами государственных учреждений и организаций (в том числе с долей государственной собственности), 15 – негосударственных организаций.
Руководителями организаций, учреждений (их заместителями) совершено 12 таких преступлений, иными должностными лицами (в том числе руководителями структурных подразделений юридических лиц, их заместителями) – 37, преподавателями учреждений высшего и среднего специального образования – 6, сотрудниками ОВД – 2.
Предметами взяток, как правило, являлись денежные средства – в 45 случаях, в 11 эпизодах взяткополучателями приняты иные материальные ценности.
В 2022 году по оконченным уголовным делам выявлено 87 лиц, совершивших коррупционные преступления.
Ущерб по оконченным уголовным делам коррупционной направленности в 2022 году составил 267 117,27 рублей, возмещено 262 682,07 рублей (98,3%), наложен арест на имущество в сумме 548 867,91 рублей.
В первом квартале 2023 годав сравнении с аналогичным периодом прошлого года на территории Брестской области количество учтенных коррупционных преступлений увеличилось с 19 до 30, из них 16 преступлений – хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210 УК), 10 – получение взятки (ст.430 УК), 1 – дача взятки (ст.431 УК), 3 – злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст.424 УК).
В первом кварталеэтого года по оконченным уголовным делам выявлено 22 лица, совершивших коррупционные преступления.
Основные усилияв работе правоохранительных органов были направлены на выявление и пресечение преступных коррупционных и экономических схем, отработку предприятий, обеспечивающих функционирование значимых отраслей экономики, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием государственного имущества, бюджетных средств, в том числе при проведении государственных закупок, реализации государственных программ и инвестиционных проектов, противодействие необоснованной посреднической деятельности и легализации преступных доходов.
Органами прокуратуры Брестской области в 2022 году по результатам проведенных в сфере соблюдения антикоррупционного законодательства проверок внесено 110 представлений, вынесено 107 предписаний, принесено 22 протеста, объявлено 123 официальных предупреждения, к дисциплинарной ответственности привлечено 362 лица, административной – 99, материальной ответственности – 15 физических лиц на сумму 17 948 рублей. По результатам прокурорских проверок возбуждено 13 уголовных дел.
Наиболее часто выявлялись правонарушения, связанные с несоблюдением порядка проведения процедур закупок: выявлено 74 (или 85% от общего количества) правонарушения, создающих условия для коррупции, к дисциплинарной ответственности привлечено 210 лиц, административной – 51, материальной – 4 физических лица.
По инициативе органов прокуратуры Брестской областиотменено и изменено 29 начатых с явным нарушением законодательства процедур закупок на сумму более 2,9 млн. рублей.
Справочно:
Так, 24.11.2022 ГУ «Центр обеспечения деятельности бюджетных организаций Брестского района» на официальном сайте в ГИАС было размещено приглашение к участию в процедуре запроса ценовых предложений на закупку за счет бюджетных средств компьютерной техники и комплектующих ориентировочной стоимостью 22 550 рублей, при этом документы процедуры запроса ценовых предложений не содержали указания о дополнительных требованиях к участникам процедуры закупки, предусмотренных ч.З п. 1.7 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 №395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», а при описании предмета государственной закупки, документы, в нарушение абз.4 п.4 ст.21 Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», содержали ссылки на наименование конкретного производителя («AMD», «Intel core i5»), без указания слов «или аналог».
В связи с выявленным нарушением в адрес ГУ «Центр обеспечения деятельности бюджетных организаций Брестского района» 29.11.2022 вынесено предписание, процедура закупки отменена.
Продолжена практика изучения локальных правовых актов государственных органов и организаций, регламентирующих закупочную деятельность за счет собственных средств предприятий. В связи с несоответствием их требованиям законодательства по инициативе прокуроров в 2022 году соответствующие изменения внесены в 38 локальных правовых актов, регулирующих порядок закупок за счет собственных средств.
В истекшем году органами прокуратуры области установлено 8 коррупционных проявлений, связанных с учетом рабочего времени.
Например, прокуратурой Столинского района установлено, что в августе 2022 года лесничий одного из лесничеств ГЛХУ «Полесский лесхоз» совместно со своей супругой, работающей бухгалтером этого же лесничества, находились на отдыхе в санатории «Буг», в связи с чем трудовых обязанностей по месту работы не исполняли. При этом табели использования рабочего времени за август 2022 года содержали сведения о выполнении ими установленной 8-часовой нормы рабочего времени.
За совершение правонарушения, создающего условия для коррупции, предусмотренного абз.7 ч,1 ст.25 Закона «О борьбе с коррупцией» оба супруга привлечены к дисциплинарной ответственности и ими предприятию возмещен материальный ущерб в сумме 612 рублей.
В 2022 году органами прокуратуры Брестской области выявлено 4 коррупционных правонарушения, связанных с незаконным использованием и мелким хищением имущества предприятий.
Анализ надзорной деятельности органов прокуратуры области свидетельствует о распространенном характере нарушений при оформлении и соблюдении письменных обязательств государственных должностных лиц. В связи с несоответствием законодательству содержаний письменных обязательств, а также неверным определением круга государственных должностных лиц, органами прокуратуры области в анализируемом периоде вынесено 26 предписаний, объявлено 6 официальных предупреждений, к дисциплинарной ответственности привлечено 24 работника кадровых служб.
Выявлено 9 фактовнесоблюдения государственными должностными лицами письменных обязательств, выразившихся в занятии предпринимательской деятельностью.
Справочно:
Прокуратурой области в ходе проведения проверки соблюдения органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям антикоррупционного законодательства установлен факт участия сотрудника Каменецкого РОЧС в управлении транспортно-логистической фирмой, зарегистрированной на территории Республики Польша. Он же являлся и одним из учредителей этой транспортной кампании.
По инициативе прокуратуры области указанный сотрудник привлечен к дисциплинарной ответственности, и освобожден от занимаемой должности. Кроме того, 21.12.2022 указанное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.13.3 КоАП Республики Беларусь (занятие предпринимательской деятельностью лицом, для которого законодательными актами установлен запрет на ее осуществление).
В анализируемом периоде органами прокуратуры области выявлено 127 фактов правонарушений в сфере декларирования доходов и имущества: внесено 15 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 51 лицо, к административной – 38, официальные предупреждения объявлены 49 лицам.
Справочно:
Прокуратурой области 22.09.2022 в экономический суд Брестской области направлен для рассмотрения протокол об административном правонарушении в отношении ЧУП по оказанию услуг «Мегаваттцентр» по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст.24.59 КоАП.
Правонарушение выразилось в том, что главный инженер ЧУП «Мегаваттцентр», действуя от имени предприятия, в период с августа по октябрь 2021 года передал в несколько приемов должностным лицам филиала «ПМК-12» ОАО «Полесьежилстрой» в виде взятки денежные средства в общей сумме 4 500 рублей за благоприятное решение вопросов, входящих в их компетенцию: привлечение ЧУП «Мегаваттцентр» к выполнению пусконаладочных работ и электрофизических измерений на объектах филиала ПМК-12 ОАО «Полесьежилстрой».
Постановлением экономического суда Брестской области от 06.10.2022 юридическое лицо – ЧУП «Мегаваттцентр» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения и на него наложено взыскание в виде штрафа в размере ста процентов стоимости переданных денежных средств в размере 4 500 рублей.