Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 января подписал Указ № 2, которым утверждается новая редакция Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования.
Правила приема доработаны с учетом результатов широкого изучения общественного мнения и экспертных оценок, а также апробации отдельных норм в ходе вступительной кампании 2022 года.
В целом обновленными Правилами приема сохраняется закрепленная Кодексом Республики Беларусь об образовании система поступления в высшие учебные заведения. Правила направлены на повышение объективности оценки знаний абитуриентов и обеспечивают соблюдение принципа равной возможности поступления в вузы.
Вводится важный инструмент оценки знаний выпускников школ — централизованный экзамен (ЦЭ), оценка по которому также может быть использована и для поступления в вузы.
Выпускников школ вместо четырех экзаменов ждут два ЦЭ – по языку и предмету на выбор из числа предметов, по которым проводится ЦТ («Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение»).
Регистрация учащихсяна ЦЭ пройдет с 1 по 20 апреля. В этот период можно поменять предметы, которые выпускник планирует сдавать.
14 маяпройдет первый централизованный экзамен – по языкам, 21 мая – второй ЦЭ на выбор выпускника. Для сдачи предусмотрено несколько резервных этапов.
От централизованного экзамена (ЦЭ) освобождаются только победители республиканской олимпиады по учебным предметам.Здесь речь не идет об университетских олимпиадах. Победители третьего – областного – этапа республиканской олимпиады не сдают ЦЭ по тому предмету, по которому учащийся стал победителем. По этому предмету ему выставляют 10 баллов. Победители заключительного этапа республиканской олимпиады освобождаются от всех ЦЭ. По той дисциплине, по которой выпускник стал победителем, выставляется 10 баллов, по второму предмету — годовая отметка.
Победители университетских олимпиад не освобождаются от сдачи ЦЭ, хотя они и становятся студентами-первокурсниками досрочно.
СПРАВОЧНО:
Республиканская олимпиада проводится в каждом учебном году в четыре этапа:
первый этап — учреждения образования;
второй этап — районный (городской);
третий этап — областной;
четвертый этап — заключительный
У 11‑классников этого учебного года появился шанс стать студентами досрочно, поучаствовав еще и в университетских олимпиадах. Лучшие из лучших станут первокурсниками до основного набора.Пилотный проект реализуют на базе региональных вузов.
По обновленным правилам в вузы будут зачислять по результатам двух ЦЭ (по языку и предмету на выбор), одного ЦТ и по среднему баллу аттестата. Все абитуриенты без исключения будут предоставлять характеристику из школы (колледжа), с места работы.
Ее выдадут по установленной форме. И хотя она никак не влияет на сам процесс поступления или на конкурс, это будет ценный документ, позволяющий оперативно организовать работу в учреждении образования с зачисленным студентом по различным направлениям, включая образовательную деятельность, воспитательный процесс, вовлечение в спортивную жизнь, в творчество…
Появилась возможность поступления на целевую подготовку по отдельному порядку приема. Абитуриенты сдают один внутренний экзамен в вуз по первому профильному предмету в устной или практической форме (в зависимости от специальности). Итог вступительного испытания суммируется со средним баллом аттестата, и таким образом выстраивается конкурс. Фактически сертификаты ЦЭ или ЦТ в этом случае не нужны.
Меняются и сроки подачи документов: целевики делают это раньше всех — с 3 по 8 июня. С 4 по 10 июня пройдут внутренние испытания, а уже к 13 июня станет известно, оказалась ли удача на стороне абитуриента.
Но, в тоже время, не стоит отказываться от регистрации на централизованное тестирование.
Обратите внимание, человек, поступающий на общих основаниях, будет готовиться к трем предметам: два — ЦЭ и один — ЦТ. Целевик может сделать упор на два предмета, выбрав для подготовки одну и ту же дисциплину как для ЦЭ, так и для сдачи внутреннего экзамена в высшее учебное заведение.
Этапы вступительной кампании спланированы так, что те молодые люди, которые не пройдут на целевые места, смогут участвовать в общем конкурсе, поступив на бюджетное или платное обучение. Выпускнику, держащему данный сценарий в уме, в мае стоит зарегистрироваться на централизованное тестирование. Шансы на поступление таким образом можно увеличить в два раза.
Целевая формапредполагает наличие трех сторон: абитуриента, который желает обучаться по направлению и четко знает, где хочет работать; заказчика кадров; вуза или колледжа, который готовит соответствующего специалиста. При данной образовательной траектории студент учится бесплатно за счет средств бюджета.Говоря о плюсах целевого направления, чаще можно услышать о низком конкурсе или его отсутствии. Но это не совсем так. В данном контексте уместнее упомянуть о проходных баллах, которые могут быть (но не всегда) несколько ниже.
Главные преимущества целевого поступления — гарантированное место работы и индивидуализация процесса обучения. Предположим, студент получает образование в сфере автомобилестроения. Одновременно он начинает внедряться в рабочий процесс той организации, с которой у него заключен договор. Проходит практику, пишет курсовые работы и дипломный проект по тематике, интересующей заказчика. Отдельные работодатели поощряют обучающегося дополнительной стипендией. После учебы на бюджетном отделении при поступлении по общему конкурсу обязательный срок работы по специальности составляет два года, целевикам же необходимо работать у заказчика минимально пять лет.
Целевой договор должен быть оформлен и подписан со стороны заказчика и абитуриента до начала приема на обучение. Чтобы взять направление, не надо обзванивать предприятия без системы. Главное, необходимо определиться, где 11-классник хочет работать.
Есть несколько вариантов. Первый(наиболее выигрышный, но и самый трудоемкий) — самостоятельные поиски. Составьте список организаций, где желаете работать, и обратитесь в кадровые службы. Важно, что вы сами выбираете себе работодателя и гарантированно к нему приходите после окончания вуза. Заказчик может быть из любой сферы, нет требований, в каком населенном пункте он должен находиться и какой формы собственности быть.
Второй вариант — посещать ярмарки вакансий целевой подготовки. В декабре во всех регионах прошли подобные мероприятия. Ученики встретились с представителями вузов, колледжей и организаций. В планах сделать еще минимум два этапа таких ярмарок.
Организации могут подавать заявки в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, где готовят нужных специалистов. Затем органы управления формируют цифры целевого набора с учетом планируемого приема.
Третий вариант – дождаться 1 мая (25 мая – для педагогических специальностей), когда на сайтах учредителей вузов появится информация с указанием наименования специальности, количества мест и заказчика, с которым абитуриенты могут связаться.
Но при этом не во всех случаях будет гарантия заключения договора с конкретной организацией, так как у нее уже может быть подобран круг потенциальных абитуриентов. Необходимо учитывать еще один важный момент: в отдельных сферах первое место работы выпускника будет определяться заказчиком кадров. Например, если это главное управление здравоохранения, то будут учитываться потребности региона в медицинских специалистах на дату направления на работу.
Абитуриенты сдадут один внутренний экзамен в вуз по первому профильному предмету в устной или практической форме.
Вопросы уже есть в свободном доступе на сайте Министерства образования(путь: главная – абитуриенту-2023 – новации 2023 года – целевой прием 2023). Их разработал Национальный институт образования. По каждому предмету – 50 вопросов.
В каждую комиссию по приему устного экзамена в высших учебных заведениях войдет хотя бы по одному школьному учителю. Этот подход будет реализован для обеспечения максимально объективной оценки знаний абитуриентов.
Если возникнут спорные моменты в ходе сдачи испытаний, у каждого абитуриента есть сутки на подачу апелляции. В такой ситуации изучат видеозапись экзамена и лист ответа.
Министерство образования планирует, что в будущем появится информационная система — база данных организаций, желающих оформить целевое направление, и учреждений образования, которые готовят по соответствующим специальностям. Работа уже начата.
А что будет с ЦТ?
Мы уже обозначили, что централизованный экзамен сдают практически все, так как это в первую очередь выпускной экзамен, результаты ЦЭ учитываются при выставлении итоговой отметки в аттестат об общем среднем образовании. А вот уже привычное для всех централизованное тестирование (ЦТ) надо сдавать тем, кто хочет поступать в учреждения высшего образования.
Кто может поступить в вуз без испытаний?
Обладатели дипломов I, II, III степени университетских олимпиад при поступлении в вузы, где они регистрировались и проходили испытания.
Победители международных и республиканских олимпиад зачисляются на специальности без привязки к конкретному профильному предмету (первому или второму).
Лица, получившие среднее специальное образование по педагогическим специальностям,если они поступают на заочное отделение на соответствующий профиль.
Учащиеся Национального детского технопарка, если выбирают следующие профили: «техника и технологии» и «естественные науки». Но необходима рекомендация от наблюдательного совета. Плюс в вузе их ждет собеседование.
Молодые люди с отметками в аттестате не ниже 8 баллов могут претендовать на зачисление в Академию управления при Президенте, если они освоили учебную дисциплину «Школа управления», а по итоговому испытанию и профильным предметам вуза получили не меньше 9 баллов.
Выпускники лицеев при университетах при условии, что поступают в этот же вуз.
Дети военнослужащих,сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей, воспитанники военно-патриотических клубов при поступлении в вузы Минобороны, МВД, Госпогранкомитета и на военные факультеты.
Вводятся особые условия поступления на специальности для Вооруженных Сил, транспортных войск и органов пограничной службы. На указанные специальности абитуриенты будут сдавать только два предмета (язык и один профильный предмет в форме ЦЭ или ЦТ).
28 января в стране пройдет репетиционный централизованный экзамен. В нем примут участие все выпускники школ. Будут задействованы 144 пункта ЦЭ.
Абитуриенты, сдавшие ЕГЭ в Российской Федерации и поступающие на платную форму обучения, зачисляются в вузы без экзаменов на все специальности.
Чтобы поступить на заочное отделение на условиях бюджетного финансирования потребуется не менее чем 10‑месячный стаж работы.
Если у двух абитуриентов полностью совпадут итоговые баллы при поступлении, то преимущественное право на зачисление будет у следующих категорий:
не прошедших по конкурсу на специальность «сельское хозяйство» на условиях целевой подготовки и участвующих в общем конкурсе по указанным специальностям;
у пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, людей с инвалидностью.
Материалы подготовлены
на основе информации Министерства образования,
материалов СМИ
Справочно:
На какие специальности ВУЗов области можно поступить без вступительных испытаний или вне конкурса, желающие могут ознакомиться отдельно (Приложение к материалам)
Приложение
Особенности вступительной кампании 2023 года
в учреждении образования «Барановичский государственный университет»
Условия зачисления |
Специальности БарГУ |
1. Без вступительных испытаний: |
|
1.1 победители (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад и республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема, при поступлении на специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания; |
Все специальности, за исключением: 6-05-0421-01 Правоведение 6-05-0421-03 Экономическое право |
1.2 лица, занявшие 1–3-е места на чемпионатах, в финалах кубков, на первенствах мира и Европы, Европейских играх, Европейских юношеских олимпийских фестивалях по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр и включенным в реестр видов спорта Республики Беларусь и (или) по которым Министерством спорта и туризма сформированы национальные команды Республики Беларусь по видам спорта, принимавшие участие в данных спортивных соревнованиях в составе национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта; |
6-05-0115-01 Образование в области физической культуры 6-05-1012-04 Организация и управление физической культурой, спортом и туризмом |
1.3 лица, занявшие в год приема или в году, предшествующем году приема, 1-е место на официальных чемпионатах Республики Беларусь по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр и включенным в реестр видов спорта Республики Беларусь и (или) по которым Министерством спорта и туризма сформированы национальные команды Республики Беларусь по видам спорта; |
6-05-0115-01 Образование в области физической культуры 6-05-1012-04 Организация и управление физической культурой, спортом и туризмом |
1.4 победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году (при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили), при поступлении на педагогические специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания; |
6-05-0112-01 Дошкольное образование 6-05-0112-02 Начальное образование 6-05-0113-02 Филологическое образование (Белорусский язык и литература.Иностранный язык (английский)) 6-05-0113-02 Филологическое образование (Русский язык и литература.Иностранный язык (английский)) 6-05-0113-05 Технологическое образование (Обслуживающий труд и изобразительное искусство) 6-05-0114-01 Социально-педагогическое и психологическое образование 6-05-0521-03 Геоэкология 6-05-0115-01 Образование в области физической культуры 6-05-1012-04 Организация и управление физической культурой, спортом и туризмом |
1.5 победители (дипломы I, II, III степени) университетской олимпиады «Абитуриент БарГУ-2023» по учебным предметам: География
Белорусский язык
Математика |
6-05-0521-03 Геоэкология
6-05-0113-02 Филологическое образование (Белорусский язык и литература.Иностранный язык (английский))
6-05-0714-02 Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты 6-05-0722-05 Производство изделий на основе трехмерных технологий |
1.6 лица, имеющие аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью или диплом о среднем специальном образовании с отличием (при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили), при поступлении на педагогические специальности; |
6-05-0112-01 Дошкольное образование 6-05-0112-02 Начальное образование 6-05-0113-02 Филологическое образование (Белорусский язык и литература.Иностранный язык (английский)) 6-05-0113-02 Филологическое образование (Русский язык и литература.Иностранный язык (английский)) 6-05-0113-05 Технологическое образование (Обслуживающий труд и изобразительное искусство) 6-05-0114-01 Социально-педагогическое и психологическое образование 6-05-0521-03 Геоэкология 6-05-0115-01 Образование в области физической культуры 6-05-1012-04 Организация и управление физической культурой, спортом и туризмом |
1.6 победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году по учебным предметам, перечень которых устанавливается Министерством образования, при поступлении на наиболее востребованные экономикой специальности; |
6-05-0113-05 Технологическое образование (Обслуживающий труд и изобразительное искусство) 6-05-0714-02 Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты 6-05-0812-01 Техническое обеспечение производства сельскохозяйственной продукции |
1.7 лица, имеющие аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью, или диплом о профессионально-техническом образовании с отличием, подтверждающий получение профессионально-технического образования с общим средним образованием, или диплом о среднем специальном образовании с отличием, при поступлении на наиболее востребованные экономикой специальности; |
6-05-0113-05 Технологическое образование (Обслуживающий труд и изобразительное искусство) 6-05-0714-02 Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты 6-05-0812-01 Техническое обеспечение производства сельскохозяйственной продукции |
1.8 лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 8 баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, отметок не ниже 7 баллов по всем остальным учебным предметам, при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили, при поступлении на педагогические специальности; |
6-05-0112-01 Дошкольное образование 6-05-0112-02 Начальное образование 6-05-0113-02 Филологическое образование (Белорусский язык и литература.Иностранный язык (английский)) 6-05-0113-02 Филологическое образование (Русский язык и литература.Иностранный язык (английский)) 6-05-0113-05 Технологическое образование (Обслуживающий труд и изобразительное искусство) 6-05-0114-01 Социально-педагогическое и психологическое образование 6-05-0521-03 Геоэкология 6-05-0115-01 Образование в области физической культуры 6-05-1012-04 Организация и управление физической культурой, спортом и туризмом |
1.9 лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) спортивно-педагогической направленности учреждений общего среднего образования (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 8 баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, отметок не ниже 7 баллов по всем остальным учебным предметам, при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили, при поступлении на специальности групп специальностей «Физическая культура и спорт» и «Подготовка педагогов в области физической культуры»; |
6-05-0115-01 Образование в области физической культуры 6-05-1012-04 Организация и управление физической культурой, спортом и туризмом |
1.10 лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) аграрной направленности учреждений общего среднего образования (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний при поступлении на сельскохозяйственные специальности в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста; |
6-05-0812-01 Техническое обеспечение производства сельскохозяйственной продукции |
1.11 лица, поступающие на сельскохозяйственные специальности в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с Министерством образования; |
6-05-0812-01 Техническое обеспечение производства сельскохозяйственной продукции |
1.12 победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, при поступлении в УВО, за исключением расположенных на территории г. Минска, на специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания. |
Все специальности, за исключением: 6-05-0421-01 Правоведение 6-05-0421-03 Экономическое право |
2 Вне конкурса (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 6 баллов по предметам вступительных испытаний): |
|
2.1 участники заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, награжденные похвальным отзывом, при поступлении на наиболее востребованные экономикой специальности |
6-05-0113-05 Технологическое образование (Обслуживающий труд и изобразительное искусство) 6-05-0714-02 Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты 6-05-0812-01 Техническое обеспечение производства сельскохозяйственной продукции |
2.2 лица, занявшие в год приема или в году, предшествующем году приема, 2-е и 3-е места на официальных чемпионатах Республики Беларусь, 1-е место в официальных финалах кубков, на первенствах, Олимпийских днях молодежи Республики Беларусь по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр и включенным в реестр видов спорта Республики Беларусь и (или) по которым Министерством спорта и туризма сформированы национальные команды Республики Беларусь по видам спорта, при поступлении на специальности группы специальностей «Физическая культура и спорт» |
6-05-1012-04 Организация и управление физической культурой, спортом и туризмом |
2.3 выпускники училищ олимпийского резерва, получившие в год приема среднее специальное образование за счет средств бюджета, при поступлении на специальности группы специальностей «Физическая культура и спорт» |
6-05-1012-04 Организация и управление физической культурой, спортом и туризмом |
3 Абитуриенты, поступающие для получения высшего образования по направлению образования «Сельское хозяйство», сдают два профильных испытания в форме ЦЭ и (или) ЦТ либо два профильных испытания в форме вступительного испытания в БарГУ (по выбору абитуриента). |
6-05-0812-01 Техническое обеспечение производства сельскохозяйственной продукции |
4 Абитуриенты, поступающие для получения высшего образования на условиях целевой подготовки, сдают одно внутреннее вступительное испытание в устной или практической форме в БарГУ по учебному предмету, который определен предметом первого профильного испытания. |
Все специальности дневной формы получения образования, по которым выделены места на условиях целевой подготовки |
Особенности вступительной кампании 2023 года в учреждении
образования «Брестский государственный университет
имени А.С. Пушкина»
При поступлении на педагогические специальности (Дошкольное образование, Начальное образование, Историческое образование, Филологическое образование, Природоведческое образование, Физико-математическое образование, Социально-педагогическое и психологическое образование, Образование в области физической культуры, История, Белорусская филология, Русская филология, Биология, Специальное и инклюзивное образование) без вступительных испытаний могут быть зачислены следующие категории абитуриентов (при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они закончили):
имеющие аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью;
прошедшие обучение в профильных классах педагогической направленности по результатам собеседования (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем остальным учебным предметам).
В 2023 г. без вступительных испытаний зачисляются победители (дипломы I, II, III степени)университетских олимпиад по учебным предметам:
«Белорусский язык» – на специальность «Белорусская филология»;
«Русский язык» – на специальность «Русская филология»;
«Математика» – на специальность «Физико-математическое образование (математика и информатика)»;
«Физика» – на специальность «Физико-математическое образование (физика и информатика)».
Университетские олимпиады проводятся в два этапа: предварительный (состоялся 13 ноября 2022 года) и заключительный (состоится 19 февраля 2023 года), к которому допущены учащиеся, прошедшие предварительный этап.
Без вступительных испытаний в 2023 году в университет зачисляются победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам на специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания, за исключением специальности «Правоведение».
Без вступительных испытаний также зачисляются лица, освоившие содержание образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи в период пребывания в учреждении образования «Национальный детский технопарк» (при наличии рекомендации наблюдательного совета учреждения образования «Национальный детский технопарк», выданной в порядке, устанавливаемом Министерством образования, и по результатам собеседования, проводимого университетом в порядке, устанавливаемом Министерством образования), при поступлении на специальности «Прикладная математика», «Компьютерная физика», «Природоведческое образование».
Особенности
вступительной кампании 2023 году в
УО «Брестский государственный технический университет»
Университетские олимпиады по учебным предметам – математика и физика. Они пройдут в два очных этапа – предварительный (05.02.2023 г. по учебному предмету «Математика»; 12.02.2023 г. по учебному предмету «Физика») и окончательный (19.02.2023 г. по учебному предмету «Математика»; 26.02.2023 г. по учебному предмету «Физика»). Победители университетских олимпиад(дипломы I, II, III степени) в марте 2023 года зачисляются без вступительных испытаний в БрГТУ по специальностям «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» и «Экспертиза и управление недвижимостью».
Особенности приемной кампании в 2023
году в
УО «Полесский государственный университет»
Профильное испытание по дисциплине ”Физическая культура и спорт“ сдается не позднее 1 апреля 2023 года.
Абитуриенты, поступающие на специальность ”Водные биоресурсы и аквакультура“, сдают два профильных испытания по биологии и химии в форме централизованного тестирования или централизованного экзамена, либо в форме письменного экзамена по учебным предметам непосредственно в университете (по выбору абитуриента). При зачислении учитывается сумма баллов по двум профильным испытаниям (биологии, химии) и документа об образовании.