Ивановский районный исполнительный комитет

Ивановский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Социальная сфера // К единому дню информирования

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (районная)

16/02/2023 10:30

 

МАТЕРИАЛЫ для членов информационно-пропагандистских групп (февраль 2023 г.)

 

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) – наиболее близкая людям сфера, поскольку включает большинство сторон нашей повседневной жизни: качественная питьевая вода, тепло в доме, ремонт подъездов, надежность работы лифтов, своевременный вывоз мусора, озеленение населенных пунктов и многое другое.

В Беларуси развитие ЖКХ направлено на обеспечение повышения комфортности проживания и безопасности граждан, экономической эффективности оказания населению жилищно-коммунальных услуг.

1. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЖКХ
И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
 

1.1. Жилищный фонд, его содержание и эксплуатация

Коммунальныйй жилищный фонд нашего района насчитывает 267 жилых домов общей площадью 156,8 тыс.м2, в том числе 132,7 тыс.м2 (84,6%) – в многоквартирных домах. В государственной собственности находится менее 6% жилой недвижимости, остальные 94% – частная собственность граждан и юридических лиц.

Каждый человек отдает предпочтение уютным и комфортным условиям проживания. Предоставление таких условий лежит на жилищно-эксплуатационных службах, в чьи непосредственные обязанности входит содержание жилфонда. В Беларуси проводится единая политика в отношении эксплуатации жилищного фонда независимо от форм собственности организаций ЖКХ.

Результатом проведения последовательной политики в области эксплуатации жилищного фонда является крайне низкая площадь ветхих и аварийных жилых домов (не превышает 0,1% от общей площади жилья). Более того, ежегодно увеличиваются объемы ввода жилья после капитального ремонта в целях улучшения эксплуатационных показателей жилфонда.

Справочно:

Перед предприятием ЖКХ ежегодно ставится задача по вводу в эксплуатацию после капитального ремонта не менее 3% общей площади государственного жилищного фонда, а это порядка 4,8 тыс.м2. В 2022 году это задание исполнено. Капитальный ремонт проведен по двум адресам в г.Иваново: пер.50 лет Октября, 9 (2,3 тыс.м.2) и ул.Ленина, 69 (2,4 тыс.м.2), освоены денежные средства в сумме 417,1 тыс.рублей, в т.ч. 159,1 тыс.рублей выделено из местного бюджета, 258,0 тыс.рублей – отчисления граждан на капитальный ремонт. 

В 2023 году необходимо обеспечить ввод 4 домов площадью 4,2 тыс. м² (Ленина, 107 и 111, пер.50 лет Октября 12 и 14).

На данные цели будет направлено 846,2 тыс. руб., в том числе:

средства местных бюджетов – 570,0 тыс. руб.;

средства граждан – 276,2 млн. руб.

В республике установлены единые подходы к проведению, планированию и финансированию капитального ремонта, а также перечень видов работ, финансируемых за счет средств, направляемых на капитальный ремонт жилфонда (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 324).

Необходимость проведения капитального ремонта определяется на основании обследования жилого дома и срока его службы. Списки нуждающихся в капитальном ремонте домов формируются местными исполнительными органами с перспективой на год, на 5 лет
и размещаются в средствах массовой информации, на интернет-сайтах исполнительных комитетов.

Отчисления на капремонт жилфонда производят все без исключения жители многоквартирных домов (в 2023 г. предельный  тариф составляет 0,5526 руб. за 1 кв. м ежемесячно).

Белорусское государство оказывает поддержку гражданам путем субсидирования данного вида услуг: за счет бюджетных средств предусмотрены механизмы реализации энергоэффективных мероприятий в жилищном фонде (утепление фасада жилого дома, установка счетчиков тепла, замена системы отопления)с последующим возмещением собственниками жилых помещений части стоимости мероприятий (до 50%) в течение 10 лет равными ежемесячными платежами.

Это стало возможно благодаря положениям Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. № 327 ”О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов“ (далее – Указ № 327), который устанавливает механизм снижения теплопотребления жилого дома, позволяет повысить комфортность проживания граждан и предоставляет гражданам финансовую поддержку.

Согласно Указу № 327, решение граждан об участии в энергоэффективных мероприятиях является добровольным, при этом собственники сами выбирают необходимые виды работ из предлагаемого перечня.

Указом № 327 установлено, что все работы по реализации энергоэффективных мероприятий выполняются за счет бюджетных средств, а граждане(собственники) возмещают затраты только после их реализации. Размер возмещения определяется пропорционально доле каждого собственникав общей площади жилых или нежилых помещений.

1.2. Развитие систем питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации)

Вопросы обеспечения населения качественной питьевой водой являются одной из важнейших задач белорусского государства, решение которой напрямую влияет на улучшение жизни людей.

Ощутимый результат принесли принятые Главой государства решения по строительству сетей водоснабжения, водоотведения
в существующей индивидуальной застройке.

В целях создания комфортной среды проживания в Беларуси реализуется подпрограмма ”Чистая вода“ в рамках Государственнойпрограммы ”Комфортное жилье и благоприятная среда“ на 2021 – 2025 годы. К основным задачам подпрограммы относятся: обеспечение потребителей водоснабжением питьевого качества, обеспечение населения централизованными системами водоснабжения и водоотведения, повышение качества очистки сточных вод и надежности систем водоснабжения и водоотведения.

Справочно:

В рамках подпрограммы ”Чистая вода“ за 2021 год в нашем районе  построено три  станции обезжелезивания: в аг. Рудск, дер. Ляховичи и в дер. Мохро, в 2022 году еще три -д .Потаповичи, Хомичево и Сухое (в планах к 2025 году – еще три (Огово, Петровичи, Переруб), переподключен один населенный пункт (Верхустье) к централизованной системе водоснабжения с водой питьевого качества (в планах к 2025 году – еще четыре – Конотоп, Тулятичи, Евлаши, Вороцевичи).

Ежегодно выполняется замена сетей водоснабжения и водоотведения со сверхнормативными сроками эксплуатации в объеме не менее 3% от общей протяженности со сверхнормативным сроком эксплуатации.

1.3. Повышение надежности, технологической и экономической эффективности теплоснабжения

Теплоснабжение – это не только одна из наиболее важных жилищно-коммунальных услуг, но и самая дорогая“ 

Вместе с тем, население Беларуси не ощущает существенной экономической нагрузки, поскольку государство оказывает серьезную государственную поддержку.

Справочно:

Граждане возмещают лишь около 20% затрат на потребляемую тепловую энергию, остальные 80% покрываются бюджетом. Так, за 1 Гкал население платит по тарифу 21,9245 рубля, в то время как себестоимость 1 Гкал составляет порядка 165 рублей. Остальное доплачивает государство.

Примечательно, что в Беларуси курс на энергосбережение осуществляется не за счет запретов и уменьшения подачи тепла (как сейчас происходит в Европе), а при помощи гораздо более разумных
и эффективных мер
.

Частью государственной политики по укреплению энергетической безопасности страны сталоактивное использование местных видов топлива.

Справочно:

Согласно информации Минэнерго, по объемам добычи торфаБеларусь занимает четвертое место в мире, по объему производств брикетов – первое.

При этом речь идет не только о дровах и торфе, но и об отходах производств – это щепа, льняная костра и другие возобновляемые ресурсы.

Справочно:

В нашей стране на местных видах топлива работают порядка 70% котельных ЖКХ (в Ивановском районе – 81,5%), а доля местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива достигла 44,3% (в Ивановском районе – 59,4%).

Внедрение местных видов топлива имеет двойную выгоду:
во-первых, используется отечественный ресурс: во-вторых, под него разрабатывается оборудование, что создает дополнительные рабочие места.

1.4. Совершенствование систем обращения с коммунальными отходами

Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) и вторичными материальными ресурсами (далее – ВМР) в Республике Беларусь на период до 2035 года (далее – Национальная стратегия) предусматривает совершенствование системы переработки и использования отходов.

К началу 2022 года уровень использования коммунальных отходов составил 31,1%, что в 3 раза больше, чем 9 лет назад. Поставлена задача достичь уровня использования коммунальных отходов к 2025 году – 64%, а к 2035 году – 90%.

Важную роль в вопросах совершенствования обращения с отходами играет подпрограмма ”Цель 99“ Государственной программы ”Комфортное жилье и благоприятная среда“ на 2021 – 2025 годы. Ее суть сводится к тому, чтобы довести сбор ВМР и их переработку до 99%.

Сегодня в Беларуси запущено движение ”Цель 99“ как единая информационная кампания для развития ответственного отношения жителей страны к отходам потребления, популяризации раздельного сбора мусора и стремления сортировать максимум отходов.

 

Справочно:

Для сбора ВМР в г.Иваново организовано 104 площадки (45- в жилфонде, 59- в частном секторе), где установлено 312 евроконтейнеров. В 33 сельских населенных пунктах организовано 52 площадки, где установлено 123 контейнера для раздельного сбора.

 

2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения осуществляется при соблюдении основного принципа: ежегодный платеж по типовой 2-х комнатной квартире площадью 48 кв. м с тремя проживающими при нормативном потреблении услуг не должен увеличиться более чем на 5 долл. США в эквиваленте.

С 2019 года повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения происходит в два этапа (с 1 января и с 1 июня).

В июне 2022 г. Правительством принято решение об отмене ранее запланированного повышения (с 1 июня 2022 г. на 8,8%) тарифов на тепловую энергию и на электрическую энергию, используемую на нужды отопления и горячего водоснабжения.

Избежать резкого увеличения доли жилищно-коммунальных услуг в расходах домашних хозяйств удается за счет поступательного повышения доходов населения и снижения затрат на оказание ЖКУ.

Справочно:

Экономический эффект от разработанного на 2022 год Комплексного плана мер по сдерживанию роста затрат составил 354,0 тыс. руб. или 105 % от плана. Основной упор делается на сокращении потребления топливно-энергетических ресурсов, потерь тепловой энергии и воды, а также на уменьшении накладных расходов.

В целях обеспечения государственной поддержки малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения по оплате жилищно-коммунальных услуг с 1 октября 2016 г. функционирует система безналичных жилищных субсидий (далее – БЖС). Это позволяет адресно оказать поддержку малообеспеченным гражданам или семьям при оплате жилищно-коммунальных услуг, если их затраты на эти цели превышают 20% от совокупного дохода семьи в городе и 15% – в сельской местности, при условии, что объемы потребления этих услуг находятся в пределах установленных законодательством норм и нормативов.

Предоставление субсидий осуществляется как на основе заявительного, так и выявительного принципа, предусматривающего автоматическое предоставление БЖС. Чтобы получить помощь по выявительному принципу, человеку ничего делать не нужно. Все сведения о нем находятся в единой информационной базе АИС ”Расчет – ЖКУ“. Предоставляется такая помощь социально уязвимым слоям населения (инвалидам, ветеранам, пенсионерам).

Справочно:

В Ивановском районе за 2022 год субсидии предоставлены по выявительному принципу 57 гражданам района на общую сумму 4,3 тыс.рублей, из них 33 – гражданам г.Иваново на сумму 2,8 тыс.рублей и 24 – гражданам сельской  местности на сумму 1,5 тыс.рублей.

3. УЛУЧШЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ 

Чистая, ухоженная Беларусь – бренд, известный далеко за пределами нашей страны. Вопрос поддержания порядка на земле в нашей стране никогда не относился к числу второстепенных. Это обусловлено как традициями и менталитетом белорусов, так и постоянным вниманием, которое уделяет этой теме руководство страны.

В Беларуси установлен норматив озелененности территорий населенных пунктов – 40%. В нашем городе уровень озелененности составляет 43,2%.

Справочно:

В ходе реализации республиканского плана мероприятий по наведению порядка на Ивановской земле за январь – август 2022 г. произведена посадка 963 деревьев и 413 кустарников, высажено 30 тыс. цветов.

Улучшение благоустройства населенных пунктов – это забота не только государства и соответствующих государственных служб, но и, в первую очередь, каждого из нас.

Значительную роль в этом направлении играют республиканские субботники. Также в каждом регионе стали традиционными месячники по благоустройству и озеленению придомовых территорий.

 

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ЖКХ.

РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 Практика показывает, что введенная в Беларуси система обращений населения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, удобна и эффективна. В 2022 году в Ивановское ЖКХпо единому короткому телефонному номеру 115 и посредством интернет-портала 115.бел поступило 1028 заявок и претензий (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,9% меньше), оказано 555 консультаций. Осуществляется контроль за своевременным реагированием и качественным исполнением заявок граждан, поступающих в службу 115, путем организации обратной связи с потребителем, в том числе с помощью автоматического обзвона.

Анализ структуры тематики поступивших обращений показывает, что для граждан наиболее проблемными остаются вопросы ремонта, эксплуатации и содержания жилищного фонда, благоустройства и содержания населенных пунктов, оказания коммунальных услуг.

***

 

 

К списку новостей

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки