Ивановский районный исполнительный комитет

Ивановский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Социальная сфера // К единому дню информирования

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ

21/12/2023 15:00

 
 Через систему местных Советов депутатов реализуются принципы местного самоуправления.

Местное самоуправление – форма самоорганизации населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц.

Местные жители через депутатов (своих представителей) имеют возможность инициировать, обсуждать и решать вопросы местного значения, взаимодействовать с органами местного управления.

К таким вопросам относятся наведение порядка на земле (благоустройство территорий от покоса травы до ремонта дорог, работа с пустующими домами, удаление аварийных деревьев), оказание помощи нуждающимся в ней людям, тепло-, энерго- и водоснабжение, выдача различных справок, документов и другие.

Основным звеном системы местного самоуправления являются местные Советы депутатов(далее – Советы) – представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

Система Советов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного.

К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы. К базовому– городские (городов областного подчинения), районные Советы. К областному – областные и Минский городской Советы.

Совет осуществляет свою деятельность в форме сессий, а также путем реализации депутатами Совета своих полномочий, в том числе посредством создания и деятельности депутатских групп и других депутатских объединений.

Советы избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на пять лет. Депутатом Совета может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет.

Депутат Совета осуществляет свои полномочия без отрыва от трудовой (служебной) деятельности, кроме председателя Совета. Председатель Совета осуществляет свои полномочия на профессиональной основе, он является государственным служащим. У каждого председателя Совета есть один специалист – помощник, который также получает заработную плату.

Особенность деятельности Советов первичного звена заключается в том, что председатели одновременно по должности являются и представителями исполнительной власти. Суть их деятельности заключается в оказании содействия людям в разрешении их бытовых и обоснованных проблем.

Пристальное внимание уделяется обновлению облика и созданию современной комфортной среды проживания в сельских населенных пунктах. Депутатами первичного уровня проводится целенаправленная работа по благоустройству территорий, гражданских кладбищ, приведению в надлежащий порядок мемориальных комплексов, воинских захоронений, памятных знаков.

Сельскими Советами во взаимодействии со службами землеустройства ведется работа по соблюдению земельного законодательства, целевому и рациональному использованию земель, вовлечению в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земель в сельских населенных пунктах.

На контроле у депутатов первичного уровня находятся вопросы оказания сельхозорганизациями помощи жителям в обработке приусадебных участков, уборке зерновых.

На системной основе проводится работа по решению вопросов обеспечения пожарной безопасности населения, в том числе рейды по вопросам противопожарного состояния домовладений, по результатам обследования принимаются меры по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности.

Суть деятельности районных (базовых) Советов депутатов заключается прежде всего в поддержке локальных инициатив по созданию точек роста для устойчивого развития территории конкретного района, мобилизации населения на решение общих вопросов местного значения, а значит, привлечении общественности к активному и конструктивному участию в государственном управлении.

Базовые Советы депутатов представляют интересы населения соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами. Утверждают инвестиционные программы, программы социально-экономического развития, местный бюджет и отчет о его исполнении, прогнозы социально- экономического развития, региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ, которые финансируются за счет средств местных бюджетов по вопросам жилищного строительства, благоустройства, дорожного строительства, коммунально-бытового и социального обслуживания граждан, социальной поддержки детей, молодежи, семей, воспитывающих детей, ветеранов, инвалидов, пожилых людей, а также иных категорий граждан, поддержки малого и среднего предпринимательства, здравоохранения, образования, развития физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, улучшения условий и охраны труда, охраны историко-культурного наследия и по другим вопросам местного значения.

Кроме того, определяют порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью, распоряжаются природными ресурсами, устанавливают местные налоги и сборы, льготы по налогам, сборам (пошлинам), содействуют развитию промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства, личных подсобных хозяйств, участвуют в осуществлении мероприятий по сохранению и возрождению историко-культурных ценностей, предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Утверждают в должности председателя исполкома.

Список полномочий депутата областного Совета весьма широк: это и право законодательной инициативы, и право принятия решений, действующих на территории области, защита прав и законных интересов своих избирателей. Иными словами – выполняют функции, аналогичные базовым Советам, но на более высоком – областном уровне.

Советы областного уровня утверждают инвестиционные программы, программы социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, местный бюджет и заслушивают отчет о его исполнении, в процессе исполнения бюджета корректируют его, утверждают, анализируют ход реализации региональных комплексов мероприятий, которые обеспечивают реализацию Государственных программ, определяют порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью, устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы, в том числе и льготы по налогам. Принятие данных решений направлено на улучшение качества жизни населения.

Советы областного уровня обеспечивают сбалансированность бюджетов административно-территориальных единиц, регулируют порядок осуществления административных процедур на соответствующей территории, оказывают государственную поддержку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям индивидуально в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов и пеней, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, выделения бюджетных средств из местных бюджетов, освобождения от перечисления в бюджет доходов, полученных от передачи в пользование имущества, находящегося в коммунальной собственности, определяют меры социальной поддержки детей, молодежи, семей, воспитывающих детей (в том числе оказание помощи к учебному году), ветеранов, инвалидов, пожилых людей, а также иных категорий граждан, определяемых законодательными актами, меры по оказанию помощи в подготовке лагерей к летнему оздоровительному периоду.

Тесное общение с избирателями позволяет депутатам глубже вникнуть в проблемы и чаяния людей, взглянуть на ситуацию их глазами. Многие волнующие граждан вопросы выносятся для обсуждения на сессии Совета, а также заседания президиумов Советов областного и базового уровней. Но, самое важное, что многие вопросы решаются в «оперативном» режиме при взаимодействии с органами власти на местах и иными организациями. Взаимодействие депутатов с населением и решение их вопросов является главной целью создания и деятельности местных Советов депутатов.

Следует отметить, что работе с обращениями граждан депутатами уделяется особое внимание. Ведь наряду с оказанием помощи конкретному человеку обращение дает повод для размышлений о наличии тех или иных проблем в регионе. Обращаясь к депутату, гражданин вносит обоснованное предложение по совершенствованию деятельности органов управления, а депутатам Советов остается только устранить выявленные недостатки, объединив усилия исполнительного и представительного органов властипо выполнению основного назначения – служения народу.

Особое внимание необходимо уделять практике рассмотрения обращения с выездом на место. Многие сенаторы используют новый подход к организации своей работы: во время выезда в регионы для встреч с населением и трудовыми коллективами проводят личные приемы граждан, их представителей и представителей юридических лиц и «прямые телефонные линии».

Сегодня в регионах действует достаточно разветвленная система работы с населением. Среди ее форм – сельские сходы, ежемесячные единые дни информирования населения, приемы граждан в населенных пунктах и трудовых коллективах, дни депутата и т. д. Это все помогает в изучении общественного мнения более оперативно и объективно решать многие проблемы и вовремя корректировать деятельность местных органов власти.

1.Законодательная деятельность:

В ходе обсуждения проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь, члены Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению встречались с рядом трудовых коллективов Брестской области. В среднем в месяц приходится от 10 до 15 таких встреч.

Например, особенно плодотворной была беседа в форме активного диалога с работниками ОАО «Березастройматериалы», где трудятся более 1100 человек. В ходе этого были обсуждены многие вопросы обновленного Основного закона. Со стороны членов этого трудового коллектива прозвучало немало конструктивных предложений.

2. Международная деятельность:

В ходе посещения крупных промышленных предприятий региона, таких как ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат», производственный филиал ОАО «Савушкин продукт» в городе Березе, ОАО «Березастройматериалы», ОАО «Теплоприбор», ООО «Франдеса» и других сенатор в первую очередь интересовался состоянием экспортных поставок в Россию. 

Брестчина не раз принимала у себя делегации из разных регионов Российской Федерации, и в ходе встреч было подписано немало выгодных контрактов на поставки белорусской продукции. Активное участие в этой работе всегда принимают депутаты. Они могут дополнительно предоставить информацию о предприятиях, находящихся в их округах.

Также принимают участие как прямое, так и косвенное в работе межведомственной группы по разработке концепции государственной политики регионального развития Республики Беларусь (на протяжении 2022 года).

Особое внимание уделено и международному Форуму-выставке деловых контактов «Инвестиции, инновации и международное сотрудничество».

Широкий спектр вопросов обсужден в рамках сотрудничества с Председателем правительства Пензенской области Симоновым Н.П.

Особое внимание депутатского корпуса и к таким белорусско-российским проектам как «Поезд памяти».

Встречи с Чрезвычайным и Полномочном Послом Российской Федерации, в ходе которой обсуждали вопросы сотрудничества Брестской области с регионами России.

3. Работа с населением:

Ранее упоминали, что работа с населением – одно из важнейших направлений в работе депутата, целью которой является улучшения жизненного уровня населения, удовлетворения нужд граждан и решения их повседневных проблем. При этом, как и прежде, конечной целью работы был и остаётся рост уровня жизни и благосостояния белорусского населения.

В среднем за год к депутату обращается от 60 до 70 граждан с различными вопросами.

Так, ежегодно проводятся от 15 до 20 выездных личных приемов граждан и 15 прямых телефонных линий.

Информация о проведении выездных личных приемов граждан и прямых телефонных линиях заранее публикуется в Брестской областной газете «Заря», районных газетах, а также на сайтах названных изданий. 

Вопросы, с которыми обращались люди, касались благоустройства улиц, ремонта зданий, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, трудоустройства и других.

В ходе оперативного реагирования на просьбы и проблемы граждан были в кратчайшие сроки решены многие вопросы. Так, благодаря помощи и содействию депутатов в ответ на обращение жителя г. Березы после семилетнего перерыва в отделении медицинской реабилитации УЗ «Березовская центральная районная больница имени Э.Э. Вержбицкого» в октябре 2022 года был открыт кабинет галотерапии для лечения и профилактики заболеваний органов дыхания.

Жители агрогородков Малеч и Подкраичи Березовского района жаловались на состояние улиц, где они проживают. После их обращений оперативно были выполнены работы по благоустройству улиц Первомайская в агрогородке Малеч и Советская в агрогородке Подкраичи.

Многие обращения по вопросам благоустройства улиц и асфальтирования дорог ставятся на контроль и планово решаются. 

4. Мониторинг цен.

Мониторинг цен на товары и лекарственные препараты проводится на постоянной основе. В ходе проведения мониторинга анализируются цены не только на продукты питания, но и на промышленную группу товаров: обувь и строительные материалы. Главной задачей в работе является не допускать необоснованного роста цен, анализировать ассортиментный перечень товаров, наличия на полках товаров с белорусской символикой. Также выработана четкая система реагирования в случае выявления каких-либо нарушений.

6. Общественная и культурно-просветительская деятельность:

Неотъемлемой частью работы детутатов является участие в республиканских мероприятиях (благотворительных акциях, митингах памяти и субботниках).

Депутаты постоянно участвуют в праздниках начала учебного года и последнего звонка в учреждениях образования, где напутствует учащихся на успешное освоение учебных предметов и вручают школам подарки.

Большое внимание уделяется работе с молодежью в части ее патриотического воспитания и активного участия в общественной жизни. Например, с участием депутатов проводились встречи представителей Молодежного парламента Брестской и Гродненской областей, в ходе которой были обсуждены наиболее актуальные вопросы, касающиеся учащихся школ, студентов и работающей молодежи, выбором ими жизненного пути и формирования гражданской позиции. 

Областной Совет оказывает информационно-методическую помощь депутатам районных и сельских Советов, проводя выездные встречи, мастер-классы, диалоговые площадки по решению вопросов развития местных территорий, проводит семинары по повышению профессионального уровня.
 

 

К списку новостей

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки